Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеКак культ принцесс влияет на нас с самого детства?

Культуролог рассуждает, почему образ принцессы так прочен в поп-культуре

Как культ принцесс влияет на нас с самого детства? — Мнение на Wonderzine

В марте хитом мирового и, в частности, российского кинопроката оказалась «Золушка», чему, кажется, никто удивился. Несмотря на то, что на этих выходных она логичным образом отдала первое место новинкам вроде «Дивергента», ее сборы в мире все равно оказались ожидаемо высокими. Успех фильма подтверждает, что Disney не зря из года в год ставят на свои фирменные истории, эксплуатируя вечно успешный образ принцессы.

С самого детства девочек окружает самая разная атрибутика принцессы, от одежды до постельного белья и игрушек, а чуть ли не первые истории — сказки, в которых они, конечно же, главные героини. Даже при условии, что предпоследняя полнометражка «Холодное сердце» была негласно призвана феминистским прорывом компании, новая «Золушка» возвращается к корням, не пытаясь переделать классическую историю о спасении бедной девушки принцем. Мы решили узнать у культуролога, почему в западной культуре так прочно бытует образ принцессы и есть ли от него какая-либо польза.

Анастасия Дорофеева
культуролог,
сотрудник Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова

Образ принцессы, какой мы ее знаем, появился в западноевропейских сказках. Если коротко обрисовать ее основные черты, то принцесса всегда красива и, как правило, умна, а также богата и властна. Из недостатков — может быть капризна и надменна. Обычно в конце сказки она выходит замуж и становится нежной и любящей супругой. В современном западном обществе, которое рьяно борется с патриархатом, завороженность принцессами у многих вызывает недоумение. Многие борцы за права женщин критикуют образы принцесс за пассивность и чрезмерную красивость.

Хотя Анита Саркисян, возможно, права и в компьютерных играх роль женского персонажа часто сводится к «принцессе в беде», но сейчас образ принцессы в медиа меняется. Современные принцессы — это не капризные девицы. Если говорить о реальных примерах, то это принцесса Диана, Грейс Келли и Кейт Миддлтон — женщины, которые вдохновляют и восхищают в первую очередь своей деятельностью. Так же и современные диснеевские принцессы — это умные, сильные женщины, что не самый плохой пример для подрастающего поколения. Принцесса Анастасия расправляется с Распутиным и спасает Россию. Мулан спасает Империю от гуннов. Белль освобождает своего возлюбленного от злых чар. Всë правильно делают.

Возможно, причина того, что принцессы, с одной стороны, вполне актуальны, а с другой — так сильно раздражают, что слово «принцесса» обретает в нашем сложном отношении к счастью: сегодня от всех требуется быть счастливыми. Об этом хорошо написал Паскаль Брюкнер в «Эссе о принудительном счастье»: «Как только желанное становится возможным, оно тут же причисляется к разряду необходимого. Отныне безнравственно не быть счастливым». Найти работу, которая приносит удовольствие, есть годжи и быть здоровыми, проводить время с друзьями и, конечно, любить и быть любимыми — вот программа-минимум для современного человека, которая транслируется различными медиаканалами, будь то диснеевские сказки про принцесс или статьи на Lifehacker. Мы изо всех сил стараемся сбалансировать собственную жизнь — и далеко не всегда успешно, и поэтому «и жили они долго и счастливо» особенно раздражает.

 

С этой точки зрения интересен очень успешный диснеевский фильм «Холодное сердце», он тоже про принцесс, однако поднимает тему нахождения мира с собой. Любовная история занимает в мультфильме второстепенную роль, а история про спасение города заканчивается, едва начавшись. Настоящая героиня, с которой себя олицетворяют зрители, вовсе не активная принцесса Анна, а принцесса Эльза, в одиночестве тяготившаяся своими суперспособностями. Она приходит к принятию себя через уединение, а затем и через использование своих талантов на благо других людей. После этого она живет долго и счастливо — и это раздражает меньше, чем если бы она нашла себе принца, который бы ее излечил, поскольку истории про счастье найти себя (или удовлетворяющую работу) пока что менее избиты, чем истории про счастливую любовь.

Несмотря на примитивность образов принцесс и счастья, многие социальные и культурные нормы, которые они транслируют, мне кажутся очень позитивными: активность и ум, а также умение жить в согласии с собой и природой. Моей племяннице сейчас четыре с половиной года, два из которых она была машиной — Маккуином из «Тачек». Теперь уже год, как она — принцесса, и это прекрасно. Я, например, тоже иногда принцесса — когда чувствую себя уверенной в себе, умной и красивой, когда всё вокруг радует и хочется распевать песни или, например, когда хорошо лежат волосы с утра. А иногда я машина, да, только не Маккуин, а старый тягач Мэтр.

Фотографии:  cover image via Shutterstock

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться