КнигиВ полном порядке:
7 захватывающих книг
о любовных треугольниках

М + М + Ж, Ж + М + Ж и другие комбинации
С 28 ноября на книжной ярмарке non/fiction, а в начале декабря уже и в книжных магазинах, можно будет наконец приобрести на русском языке жизнеутверждающий роман Гейл Ханимен «Элеанор Олифант в полном порядке» о необычной героине в поисках любви — одну из лучших книг прошлого года по версии The New York Times. Рассказываем подробнее о ней и ещё шести не самых известных романах о том, что бывает, когда чувства приходится делить на троих.
Текст: Дина Ключарева

Гейл Ханимен
Элеанор Олифант в полном порядке
АСТ
Элеанор Олифант тридцать лет, и она из тех, за чьей спиной посмеиваются коллеги. Элеанор остроумна и эрудированна, работает в бухгалтерии и живёт по чёткому расписанию. При всей своей чудаковатости она очень наблюдательна, а её суждения о мире вокруг точны и оригинальны. Элеанор всегда знает, что будет есть на завтрак и обед, у неё есть удобные чёрные туфли на липучках на все случаи жизни, большой шрам на лице, напоминающий о страшном событии в прошлом, а ещё неизменные планы на неделю: по средам — разговор с мамочкой, по пятницам — пицца «Маргарита» из супермаркета на ужин, по выходным — жидкая диета в виде двух бутылок водки.
Её привычный распорядок жизни нарушает появление на горизонте сразу двоих мужчин. Один — безупречный музыкант Джонни, воплощение представлений Элеанор и её мамочки о настоящем джентльмене. Другой — добродушный, нелепо одетый сисадмин Рэймонд. Сосредоточившись на завоевании Джонни, Элеанор вскоре понимает, что совсем не соответствует устоявшемуся образу привлекательной женщины, и начинает личную эволюцию. C помощью друга, психотерапии и собственной решительности Элеанор делает первые шаги к преодолению посттравматического расстройства, прощается с иллюзиями и магическим мышлением и начинает возвращение к себе. Права на экранизацию книги уже приобрела компания Риз Уизерспун.

САРА УИНМАН
Самый одинокий человек
Азбука
Компактная, но от того не менее глубокая история о дружбе, любви и горе, которая понравится тем, кто любит «Дом на краю света» Каннингема и «Зови меня своим именем» Асимана. Редкий случай, когда любовный треугольник гармоничен и не похож на просыпающийся вулкан, который вот-вот полыхнёт и уничтожит всё живое в округе.
Юные Эллис и Майкл дружат с детства и проводят вместе всё свободное время: колесят по Оксфорду на велосипедах, плавают и обсуждают искусство. Их близкие и нежные отношения получают встряску, когда на горизонте появляется очаровательная Энни, от которой Эллис незамедлительно теряет голову и делает ей предложение. И тут история совершает неожиданный поворот — Майкл не самоустраняется, а, наоборот, становится фактически членом их молодой семьи, и этот незаурядный союз полон любви, счастья и радостей жизни.
Второй таймлайн — несколько лет спустя. Брак Энни и Эллиса превратился в рутину. После исчезновения на несколько лет в их жизнь возвращается Майкл — с прежней способностью превращать жизнь вокруг в праздник и с новым печальным секретом. У романа грустный конец, но он не приносит опустошение — только щемящее чувство тоски по тому, насколько иной могла бы быть жизнь, если бы однажды вы сказали «да» другому человеку.

Маргарет Этвуд
Слепой убийца
Эксмо
Сложный и атмосферный роман-пазл, написанный фирменным хлёстким языком Этвуд, за который она получила премию Букера. Как и во всех своих книгах, Этвуд вновь повествует о судьбах женщин, родившихся не в ту эпоху — когда считалось, что для счастья им вполне достаточно золотой клетки дома и нарядных игрушек.
Книга начинается с рассказа Айрис о том, что её младшая сестра Лора погибла в автокатастрофе. После смерти Лоры выходит её фантастический роман «Слепой убийца» о двух любовниках, один из которых рассказывает о слепом убийце и его влюблённой жертве. Затем история возвращается к Айрис — и она, уже немолодая женщина, вспоминает свою юность и события, которые привели к гибели сестры. Импульсивная замужняя Айрис была увлечена молодым идейным социалистом, в которого влюбилась её наивная младшая сестра Лора — а ею, в свою очередь, был одержим агрессивный муж Айрис.
Этот любовный многоугольник так и не познал счастья — только череду потерь и слишком позднее раскаяние сестёр, потерявших связь друг с другом из-за мужчин, которые того не стоили. Главной загадкой книги остаётся вопрос, кого же всё-таки имела в виду Лора, создавая образ слепого убийцы — то ли сестру, то ли безрассудную любовь, то ли саму жизнь.

Джулиан Барнс
Как всё было
АСТ
Саркастичная комедия нравов о троих жителях Лондона. Участники любовного треугольника рассказывают, как всё было — каждый со своей позиции. Безработный Оливер — яркая творческая личность и за надменным видом прячет неуверенность в себе. Банковский служащий Стюарт — прагматичный зануда и карьерист. Сдержанная Джиллиан — художница-реставратор. Между ними — старая как мир история: муж, жена и лучший друг мужа плюс драма, хаос и фарс.
Рассказы Оливера, Стюарта и Джиллиан сбивчивы, эмоциональны и сумбурны: они кидаются обвинениями, раскаиваются, сердятся и упражняются в английском юморе. Мелочность затмевает здравый смысл, зависть губит хорошие намерения, а память слишком избирательна — словом, всё это могло бы быть действительно смешно, если бы не было так жизненно и грустно. К слову, у книги есть продолжение «Любовь и так далее» — с теми же, но уже более зрелыми героями и снова типично барнсовским открытым финалом.

Сара Уотерс
Ночной дозор
Эксмо
История начинается в послевоенном Лондоне в 1947 году, движется вспять, сквозь 1944 год к самому началу войны. Это необычный приём: Уотерс документирует не печальный распад отношений, а наоборот — рождение любви.
В центре внимания три союза, обречённые на несчастье. Вив встречается с женатым Реджи и скрывает это от семьи. Её брат Дункан отсидел в тюрьме за «аморальное поведение», там сблизился с неожиданным персонажем и на воле страдает от одиночества. Хелен, коллега Вив, тайно живёт с писательницей Джулией. Тяготящую атмосферу дополняет гнетущая обстановка Второй мировой войны и суровые реалии прошлого века, когда гомосексуальные отношения и попытки самоубийства карались законом, а подпольные аборты приходилось делать у дантиста.
Главная роль в этом романе у женщин — стойких, сильных и любящих, переживших и переживающих войну, но не сконцентрированных исключительно на своих чувствах. В их жизни есть работа и убеждения, и в отличие от окружающих мужчин они не ломаются под давлением обстоятельств — вопреки такому типичному для двадцатого века ярлыку «слабого пола».

Джеффри Евгенидис
А порою очень грустны
Corpus
Восьмидесятые, трое юных интеллигентов оканчивают Университет Брауна и стоят на пороге самоопределения и новой взрослой жизни. Выросшая в обеспеченной семье Мадлен изучает матримониальные сюжеты в литературе Викторианской эпохи и ответы на свои внутренние вопросы пытается отыскать в книгах. Перспективный биолог Леонард — зацикленный на учёбе любитель пофилософствовать. Любознательный Митчелл исследует религии и лелеет утопичную идею объединить их в одну и сделать мир лучше. Митчелл влюблён в Мадлен, Мадлен борется за Леонарда, а тот сосредоточен на науке.
На протяжении романа идеалистические мечты всех троих разбиваются о холодный бетонный пол суровой реальности. Приближаясь к зрелости, герои теряют юношескую наивность и обретают знание, что даже такое светлое чувство, как любовь, не в силах спасти человека от депрессии и бытовой рутины. В оригинале название книги звучит как «Матримониальный сюжет» (это тема диплома Мадлен) — и гораздо точнее отражает её суть.

Джеймс Болдуин
Комната Джованни
АСТ
В середине пятидесятых молодой американец Дэвид приезжает в Париж, чтобы развеяться и найти себя. Он знакомится с симпатичной американкой Хэллой и вскоре делает предложение — потому что именно такого поведения ждёт от него властный отец, который рисует в своих мечтах сына-карьериста с типично красивой женой и охапкой детей. Пока Хэлла думает над его предложением в Испании, Дэвид случайно знакомится с притягательным, но бедным как церковная мышь барменом Джованни, который зовёт его к себе домой.
В бедной обстановке комнаты Джованни между мужчинами вспыхивает страсть, и Дэвид открывает свою сексуальность с новой стороны — а также портал в личный ад. Если для Джованни эти отношения настоящие и драгоценные, шанс найти любовь и лучшую жизнь, то для Дэвида — всего лишь увлечение, смелое приключение, которое он может себе позволить за границами пуританской Америки. Однако с возвращением Хэллы он понимает, что в комнате Джованни что-то глубоко внутри него изменилось навсегда, и терзается виной и отчаянием.