Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ИскусствоКак художники и активисты помогают пострадавшим украинцам, продавая искусство

Как художники и активисты помогают пострадавшим украинцам, продавая искусство
 — Искусство на Wonderzine

«Было классное ощущение от того, что это бумага, которая может принести пользу»

Люди в разных странах по-разному помогают украинцам, которые пострадали и вынуждены были покинуть страну. Мы писали о волонтёрах в разных странах и проектах помощи, а на этот раз мы поговорили с теми, кто организовал выставки и маркеты, чтобы собрать средства в поддержку украинцев.

Катя

фотограф


Выставка-продажа произведений в Лондоне и благотворительная распродажа онлайн

Сначала я решила продавать свои собственные работы онлайн. За один день я продала на сумму около тысячи фунтов. Я тогда не знала точно, куда перевести деньги, не коллаборировала ни с каким фондом, а просто отправила деньги в UNICEF, который поддерживает детей.

Я подумала, поскольку работа на моральном уровне приостановилась, хотелось сделать что-то, что будет избавлять от застойного ощущения, отвлекать от новостей, но в то же время приносить какую-то пользу. Я не видела смысла просто писать посты с своём инстаграме. Тем более я нахожусь в Англии, мне проще было действовать. Поэтому сначала я решила собрать работы с тех людей, которых я знаю. Наш друг Денис Столяров сейчас работает куратором в Pushkin House в Лондоне. Это организация, основанная русскими иммигрантами, которая сейчас всю программу посвятила Украине. С ним мы договорились сделать выставку-продажу работ фотографов и художников, которые готовы были предоставить работы — я в тот момент не знала точно, что мне дадут. Первоначально я собирала работы с людей, которые здесь, потому что так выходило дешевле.

Потом я решила, что было бы здорово посотрудничать с украинскими фотографами. Я дала объявление в телеграме, мне написали разные ребята. Кто-то отказывался участвовать из-за того, что Pushkin House — это русский проект, а кто-то не отказывался, особенно после того, как я рассказывала про его деятельность. С украинскими фотографами по желанию был профит-шер, мы делили доходы 50/50. Половина средств шла фотографам, а вторая половина — в фонд, который организовали две девушки, Инна Шорр и Нина Вайнштейн. Из русских художников кто-то участвовал открыто, кто-то анонимно, некоторые фотографические институции, которые со мной сотрудничали, мы не оглашали, художники сотрудничали без пиара.


Было классное ощущение от того, что это бумага, которая может принести пользу. Все художники чувствовали свою причастность

Фонд был тогда на начальном этапе, и его назвали в честь нашего принт-сейла Yellow fields, blue skies. Мы с Денисом придумали это название для выставки-продажи, чтобы не называть её просто Art sale for Ukraine. Нам было очень приятно, что для фонда взяли это название. Создательницы хотели что-то делать, они поехали в Польшу и работают там: помогают мамам и детям арт-терапией и другими активностями, а также релокацией. В Польше у них есть люди, которые помогают релоцировать людей из Украины и организовать им новые условия жизни на какое-то время или на постоянно. Сейчас людей в фонде уже больше и они располагаются в разных странах, обеспечивая поддержку инициативе. Тогда у создательниц была цель собрать 25 тысяч фунтов. У них есть патроны, которые им помогают, а с помощью выставки мы дотянули до нужной суммы — я отправила им 5 тысяч фунтов. Кстати, многие украинские фотографы, которым я отправляла деньги, также направляли их дальше волонтёрам в Украине, которых знают лично. Я продала довольно много работ одной моей ученицы, которая сейчас в Украине. Она рассказала, что отправила всё дальше. Вот такая цепь событий.

Организуя эту выставку, я переживала, что ничего не продам, потому что я не понимала, сколько придёт людей, мы не делали регистрацию. В итоге пришло такое количество людей, что мы не могли их вместить. В баре мы продали всё, что было, — это показатель количества посетителей. В выставочном пространстве все общались, там были очень разные люди, не только русские, не только наши знакомые. Было даже несколько людей, которые проходили мимо, зашли и купили какие-то работы. Поскольку у нас на все работы были демократичные цены, то было легко их продать. Мы брали количеством.

Была очень-очень хорошая атмосфера. Наша подруга, украинская коллега моего мужа, сделала флаг Украины. Мероприятие всем понравилось. Было классное ощущение от того, что это бумага, которая может принести пользу. Все художники чувствовали свою причастность.

Варя Михайлова

правозащитница


Аукцион в Тбилиси в поддержку проекта «Помогаем уехать»

 Когда я ещё жила в Петербурге, мы с подругами организовывали несколько аукционов в поддержку разных гражданских правозащитных проектов, поэтому у меня уже был такой опыт. Мы подумали, что можно применить его здесь, в Тбилиси. Здесь сейчас много русскоязычных активистов, и понятно, что все хотят как-то помогать, но немногие понимают, как это делать. Аукцион — это такой хороший формат. С одной стороны, понятно, что главная цель — это собрать денег на помощь тем, кто вынужден сейчас уезжать из Украины. Есть прекрасный проект «Помогаем уехать», которому постоянно нужны деньги на вывоз людей. С другой стороны, поскольку это не просто донат, а такой вечер, где собираются люди, это в том числе возможность познакомиться людям, придерживающимся антивоенной позиции, чтобы они вместе могли что-то делать. Помимо главной цели это и нетворкинг.


Нам написало очень много людей, было больше пятидесяти лотов

Мы анонсировали мероприятие за неделю и объявили опен-колл, чтобы все, кто хотели поучаствовать, могли передать нам работы или представить их самостоятельно на аукционе. Нам написало очень много людей, было больше пятидесяти лотов. Это были и те, кто находились в Тбилиси, и те, кто находились в других странах, но нашли возможность передать нам свои работы либо выставить их онлайн. Это были и картины, и разный мерч, и книги, и изделия, например статуэтки и кольца авторской работы. Что-то было непосредственно связано с украинской и антивоенной тематикой, что-то связано с другими гражданскими проектами, какие-то вещи было просто красивые, люди могли купить их в качестве украшений. Так вот, в течение недели нам писали люди, многих мы не знали, но принимали почти все заявки, которые нам поступали, и в итоге получилось пятьдесят с чем-то лотов, которые мы продали 9 апреля.

Мероприятие прошло просто потрясающе, пришло порядка ста человек, даже трудно было разместиться. Лотов купили на общую сумму около двух с половиной тысяч долларов — это возможность вывезти примерно 25 человек. Были как дешёвые лоты, так и дорогие — каждый мог для себя что-то найти. Аукцион привлёк внимание СМИ: к нам приходило несколько журналистов, даже иностранные из Германии. Был такой тёплый вечер.

С одной стороны, был такой сложный момент, что мероприятие совпало с днём траура в Грузии, это годовщина событий 9 апреля 1989 года. Было сложно проводить мероприятие в такую дату, с другой стороны, нам кажется, что есть в принципе большая связь между событиями 89-го года и современными, потому что всё это так или иначе связано с имперскими амбициями СССР, а потом России, которые никак не могут смириться с независимостью суверенных государств, либо в то время республик, которые хотели выйти из состава Союза. Поэтому несмотря на совпадение с такой траурной датой, нам показалось, что в этом есть что-то символичное, что эти события совпали, и мы смогли перекинуть между ними исторический мостик.

Агата

(имя изменено по просьбе героини)

студентка


Продажа искусства в Берлине

Продажа искусства — это инициатива студентов факультета архитектуры UdK, чата москвичей в Берлине и галериста, который также имеет архитектурное прошлое, но последние тридцать лет живёт в Берлине. Моя коллега Соня, с которой мы учимся в институте искусства UdK Berlin в Берлине на факультете архитектуры, предложила сделать опен-колл для художников, чтобы они отправляли нам свои работы, можно диджитал-работы, мы их печатали в плоттерной лаборатории в университете бесплатно, продавали, а деньги отправили на медицинскую помощь для Украины. Это происходило в первую неделю после начала «спецоперации». У всех, кажется, была гиперэнергия, и сложно было всё рассчитать. Мы вслепую занялись этим вопросом, но университет очень помог. Я должна была написать текст опен-колла — его довольно быстро опубликовали во всех медиа университета UdK. Вскоре к нам присоединилась Настя, которая учится на программе Computation and design, и сделала нам афишу. Плюс помогла замечательная студенческая инициатива — Protokoll Magazin, это журнал архитектурного факультета UdK. Они помогли нам с организацией, анонсировали всё у себя на платформе. Где-то за полнедели мы анонсировали это мероприятие, нашли место, где будем продавать работы, — на блошином рынке Boxhagener Platz (Friedrichshain), его организатор бесплатно предоставил нам точку, звонок с ним занял где-то одну-две минуты. В итоге три из четырёх воскресений марта мы продавали там принты.

В основном откликнулись иллюстраторы и фотографы, потому что их работы в диджитал-формате. Моя однокурсница, в прошлом художница, отдала мне аналоговые работы. Коллега, с которой я работаю в галерее, тоже художница, отдала самодельную книжку с иллюстрациями на продажу. Ещё я адресно писала некоторым своим друзьям, которые на тот момент были в Москве, — мой респект всем тем, кто не побоялся прислать работы.

В основном у нас была тиражная графика и фотография. Мы всё распечатали в университете, порезали и отвезли на продажу. В первое воскресенье мы быстро нашли водителя, который взял фургончик напрокат. На самом маркете было много людей, чтобы те, на ком была организация, могли ненадолго отлучаться. В последнее воскресенье было уже тяжелее: во-первых, все разболелись «короной», во-вторых все устали и кто-то разъехался. Людей было меньше, я это ощутила. Но большой плюс в том, что посетители блошиного рынка Boxi классные. Их реакция очень приятная. За первые два воскресенья мы собрали 1700 евро.


Для многих людей, которые покупают у нас работы, это тоже способ терапии

Для многих людей, которые покупают у нас работы, это тоже какой-то способ терапии. У кого-то сердце щемит, нет сил читать новости про Мариуполь, они могут прийти купить этот принт. Принт, например, стоит 25 евро, есть люди, которые отдают пятьдесят. Я понимаю, что дело не в деньгах, а в том, что таким образом люди хотят показать, что им не всё равно, им хотелось бы, чтобы мы сегодня максимально нафандрайзили и отправили эти деньги в фонд, который закупает лекарства. Есть люди, которые очень подробно выясняют, кому мы отправляем эти деньги. Мы им отвечаем, что есть Pilecki Institut, мы доверяем этим людям, у них есть списки лекарств, мы им перечисляем деньги.

Был один человек, кстати не русскоговорящий, который сказал, что то, что мы делаем, это «поддержка бандеровцев» и что мы «занимаемся экстремистской деятельностью». Я была сильно занята, чтобы вступать с ним в полемику, но на самом деле и не вступила бы. Но в целом мне нравится, что к нам подходят люди и используют этот киоск как средство выражения своих эмоций, потому что всё равно все об этом думают.

В первую неделю к нам подходило множество ребят, которые у себя расселяют украинских беженцев. Иногда они приходили с людьми, которые только выехали из Киева. Это было странно: я стою с весёлыми принтами, а ребята в шоковом состоянии. Они видели такое, что я со своими принтами оказывалась вообще не к месту. Это было непросто, у меня рос комплекс вины, а ничего конструктивного я в этом не вижу. Но мне приятно, что мне и моей старшей коллеге, главному организатору, до сих пор пишут художники и участники маркета — дело даже не в словах благодарности, а в просьбах организовать новые маркеты. Значит, наверное, всё-таки кому-то это нужно.

В университете я встретила девушку, которая недавно приехала, бежала из Киева. Мне стало понятно, что всё это искусство не зря. Девушка мне рассказала, что очень хочет поступить на факультет живописи, и ей нужна будет помощь с портфолио. Она очень талантливая, хотя у неё нет основательного художественного опыта. Мы составили письмо для международного отдела университета. Скорее всего, у неё обязательно получится учиться уже со следующего семестра. Когда мы с ней говорили, стало понятно, что на самом деле зря я думаю, что принты на маркете и беженцы несовместимы, что тут не может быть диалога. Боли много, много ярости, много агрессии, это правда, но в целом сейчас и какая-то художественная составляющая нашей жизни может привести к диалогу. Я в это верю.

Фотографии предоставлены героями статьи

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться