КрасотаКак маски в инстаграме стали цифровым макияжем
И как они меняют наше представление о своей внешности

Инстаграм захватили маски. Эльфийские уши, сказочные герои, веснушки, эффект пластикового лица, рекурсивные анимации, 3D-макияж и другие фильтры дополненной реальности стали новым способом самовыражения для заскучавших от конвенциональной красоты пользователей соцсетей, а также творческим раздольем для AR-художников. Сегодня фильтры вышли на новый уровень и позволяют нам не только накладывать на лицо смешные собачьи уши и исторгать радугу, но и полностью менять свою внешность, а порой даже и сущность. Как это отражается на нашем восприятии себя и что станет с фильтрами в будущем? Разбираемся вместе с самыми заметными создателями масок и психологом.
Текст: Анна Аристова

От снэпчата до сториз

Историю фильтров можно отсчитывать с 2015 года, когда компания Snap Inc. купила российско-украинский стартап Looksery, специализирующийся на модификации лиц в режиме реального времени. Виктор Шабуров и Юрий Монастыршин запустили Looksery в 2014 году после успешной кампании на Kickstarter: в приложении можно было менять форму лица, играть с цветом глаз, выравнивать цвет кожи и накладывать на селфи разных персонажей вроде зомби и 3D-аватаров. Кроме того, в отличие от Facetune, в нём можно было общаться с другими пользователями в режиме видеочата — приложение произвело фурор среди пользователей, а компания Snap Inc., владеющая мессенджером Snapchat, увидела в Looksery золотую жилу и выкупила стартап за 150 миллионов долларов. После сделки команда Looksery переехала в США и приступила к работе над «линзами» — новой функцией Snapchat, позволившей пользователям делать снэпы с цветочными коронами и собачьими ушами, а также меняться лицами с друзьями по селфи. Подростки остались в восторге, а Snapchat быстро закрепил за собой статус модного и инновационного приложения.


Тем не менее успех Snapchat был недолгим: в 2016 году Instagram фактически скопировал функционал Snapchat, представив исчезающие спустя сутки «истории», а затем по образу и подобию конкурентов добавив к ним смешные стикеры, теги и линзы — назвав их фильтрами. В первом наборе их было восемь штук: золотой венок, коала, «очки ботана», кролик, корона из бабочек, ледяная корона, павлин и фильтр, имитирующий макияж, — одно из главных отличий от конкурентов заключалось в том, что такие фильтры значительно меньше искажали лица, нежели в снэпчате, чем привлекли внимание не только молодой аудитории, но и пользователей постарше. Стратегия Instagram оказалась успешной — ежедневная аудитория сториз превысила аудиторию целого приложения Snapchat вдвое и продолжила расти.
Настоящий бум фильтров случился в 2019-м, когда владелец инстаграма Facebook открыл для всех желающих возможность создавать собственные фильтры и делиться ими — прежде это могли делать лишь одобренные бета-тестировщики. Для этого не нужно было обладать глубокими познаниями в области фейсмаппинга и AR-моделирования (англ. augmented reality, AR — «дополненная реальность». — Прим. ред.) — хотя они, конечно, позволяют создавать более сложные и интересные фильтры — достаточно просто скачать приложение Spark AR Studio вместе с тьюториалом и приступить к работе. Процесс создания фильтра подробно описан на The Verge, так что если у вас есть пара часов свободного времени и желание потренироваться, можете попробовать тоже — но прежде чем ваша работа появится в инстаграме, необходимо пройти обязательную верификацию на соответствие гайдлайнам (в том числе фильтры не должны быть оскорбительными, продвигать алкоголь, табачную продукцию и наркотики, а также нелегальные действия).
Дополненная реальность

Приложение Spark AR Studio стало новым полем для творчества диджитал-художников вроде Жад Роше, более известной под ником @ramenpolanski и создающей флуоресцентные маски, Джоанны Ясковски @johwska, выпустившей один из самых популярных в инстаграме эффектов пластикового лица, и Инес Альфы @ines.alpha — визажистки, работающей в формате 3D, уже успевшей посотрудничать со многими известными певицами вроде Charlie XCX, Christine & The Queens и Sky Ferreira, а также виртуальной инфлюэнсершей Лил Микелой. Instagram сделал ставку на креативность и не прогадал — уставшие от устаревших стандартов красоты и фейстьюна пользователи с энтузиазмом принялись тестировать новые эффекты, позволившие им без ущерба для реальной внешности перевоплощаться в футуристичных персонажей и киборгов, наклеивать на лицо Эйфелеву башню, превращаться в героев мемов, стрелять молниями из глаз, играть с 3D-макияжем и заодно и собственной идентичностью, а также снимать более цепляющие глаз сториз. Вскоре к созданию фильтров подключились и бренды, увидевшие в AR-эффектах новые способы взаимодействия аудитории с продуктом. Так, Кайли Дженнер запустила фильтр с помадами из новой линейки Kylie Cosmetics, Off-White выпустили эффект с фирменными кавычками, Dior подарил всем желающим возможность примерить очки и шляпы из последней коллекции, а Gucci нарядил всех в брендированные парики в духе современной Марии Антуанетты.
«Фильтры дополненной реальности быстро стали для нас новым, забавным и интерактивным способом самовыражения и самопознания. Они позволили нам исследовать себя и экспериментировать с невозможными или сюрреалистичными реальностями. Ведь мы живём в очень динамичное и интересное время технологического прогресса — и люди хотят это выразить, — рассказывает Аарон Яблонски, известный под ником @exitsimulation и ставший одним из первых дизайнеров, получивших доступ к Spark AR Studio. — Моим дебютным фильтром стал Monologue — очень простой и вместе с тем абсолютно инновационный эффект на фоне привычных фильтров. Со временем мои работы стали более сложными, и сейчас я стараюсь создавать эффекты с разными нарративами вместо того, чтобы просто менять лицо».

Селфи-дисморфия
По словам психолога, а также поведенческого терапевта, члена Association for contextual behavioral science (ACBS) и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) Светланы Лысенко, многие пользуются фильтрами как средством самовыражения, но в то же время не воспринимают их слишком серьёзно. В таких случаях фильтры выполняют роль маски, с которой не так страшно рассказывать о себе, они позволяют чувствовать себя увереннее на момент записи сториз.
Но, к сожалению, у виртуального щита есть и обратный эффект — в том числе негативное влияние на представление о собственном теле и психическое здоровье в целом. В прессе этот феномен назвали «селфи-» или «снэпчат-дисморфией» — это значит, что человек настолько прочно ассоциирует себя с виртуальным образом, что даже готов прибегнуть к пластической хирургии. Очень показательна история Аники по прозвищу «королева Снэпчата»: женщина снимала по двадцать пять селфи в день, потому что ей нравилось, как фильтры выравнивали тон её лица и горбинку на носу. В реальной жизни она всегда старалась поворачиваться анфас, чтобы никто не видел её в профиль. Всё дошло до того, что она решила обратиться к пластическому хирургу с просьбой сделать ей ринопластику, взяв с собой фото из снэпчата в качестве референса. Аника стала не единственной жертвой фильтров — по данным исследования, опубликованного в журнале Current Psychology, женщины, проводящие много времени в соцсетях, как правило, наиболее склонны обращаться к косметическим процедурам. Признав эту проблему, в конце октября Instagram официально отказался от масок, имитирующих пластическую хирургию: основной причиной представители компании назвали «предотвращение негативного влияния на физическое и психическое здоровье пользователей».
«Пару месяцев назад я заигралась с фильтрами, после чего у меня появились большие проблемы с восприятием себя. Это были маски, сильно меняющие внешность, — ими пользовались даже сёстры Дженнер, которым, казалось бы, дополнительные изменения внешности точно не нужны, — рассказывает комиксистка и художница Маша Богатова. — После них, честно говоря, я даже не могла смотреть на своё отражение в зеркале, всё казалось таким ужасным. Удивительно, как быстро мы привыкаем к изменениям даже на уровне инстаграм-фильтров». По словам Маши, она долгое время снимала сториз только с фильтрами, а потом «выложила себя без цветочков на лице», и люди стали писать ей о том, что им странно воспринимать её без фильтров, так как они успели стать частью её виртуального образа.
Выход в реал

Сегодня в галерее инстаграма можно найти множество категорий фильтров дополненной реальности, охватывающих самые разные эффекты, от 3D-макияжа до абсурдных рекурсивных эффектов: в том числе «стиль съёмки» (эффекты VHS и другие), «любовь» (фильтры с мотивирующими слоганами и сердечками), «смешные» (например, фильтры c эффектом кривого зеркала или роскошные эффекты, сопровождающие селфи песнями Валерия Меладзе и Ирины Аллегровой), «фэндом» (в том числе фильтры с танцующим Финном из «Времени приключений» или, например, фильтр, превращающий нас в певицу Шер) и другие маски, позволяющие пользователям экспериментировать со своим виртуальным образом.
«Фильтры открыли для нас новый способ общения и самовыражения. Забавно, но многие думают, что фильтры нужны прежде всего для того, чтобы выглядеть условно „лучше“, однако моим самым популярным фильтром по сей день остаётся самый, казалось бы, некрасивый эффект NEW ME», — отмечает Роше. С ней соглашается и Ясковска: «Красота в соцсетях стала скучной. Я не хочу выпускать фильтры, повторяющие то, что было сделано уже до меня, — я хочу делать что-то более экспериментальное и провокативное». Именно такие эффекты вызывают наибольшее любопытство среди пользователей — мы охотно выращиваем на лице щупальца @omega.c, примеряем на себя розовые рога-шипы @whiteabysses, делаем селфи с эффектом «пружинистого лица» @jess.herrington и надеваем маски-доппельгангеры @exitsimulation.
Кроме того, фильтры могут стать инструментом выражения политической позиции — например, в галерее также можно найти категорию под названием «убеждения» («causes»), сейчас в ней представлены в основном «радужные эффекты» в поддержку ЛГБТ-комьюнити. Или же способом поделиться своей историей и принять себя: недавно модель Маэва Маршалл выпустила фильтр, имитирующий свои фирменные веснушки — следствие ожогов второй степени из-за перенесённого в детстве заболевания. «Следующим шагом станет разработка специальной AR-гарнитуры, которая позволит нам сразу видеть людей в выбранных ими фильтрах. Их можно будет выбирать и менять в зависимости от настроения. Так что AR прочно войдёт в нашу жизнь», — отмечает Яблонски. Ещё пару лет назад такое заявление звучало бы как фраза из сай-фая, но сегодня, кажется, это неизбежная и вызывающая в том числе опасения реальность.
Обложка: Ines Alpha
Комментарии
Подписаться