Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СтильОдежда по подписке:
Есть ли будущее у «модной униформы» LOT2046

Одежда по подписке:
Есть ли будущее у «модной униформы» LOT2046
 — Стиль на Wonderzine

Журналисты, дизайнеры и историки моды обсуждают радикальный нормкор-проект Вадика Мармеладова

ксюша петрова

1 июня стартует новый громкий проект дизайнера Вадика Мармеладова — создателя красивых носимых датчиков окружающей среды Lapka, бизнес-инкубатора RUKI и десятков концептуальных приложений и игр для iOS. На этот раз дизайнер придумал сервис базовой одежды по подписке: каждый, кто закажет LOT2046, будет раз в месяц получать посылку с набором одежды, аксессуаров и средств по уходу — всё чёрного цвета и без этикеток.

За 50 долларов в месяц вам будут присылать футболку, носки и трусы, также в каждую посылку положат ещё один предмет: свитшот, кепку, брюки, шнурок на шею, куртку или кеды. Обладатели расширенной версии за 99 долларов получат дополнительные чёрные вещи — в том числе зубную щётку, bluetooth-наушник, полотенце, крем для лица, рюкзак и тату-машинку, заправленную чернилами. Есть и корпоративный план: если в компании больше восьми адептов нормкора, за 299 долларов в месяц они могут получать коллективную посылку с дополнительными аксессуарами, кастомизированными специально для их команды. Предполагается, что проект избавит подписчиков от необходимости выбирать и покупать одежду — по мнению дизайнера, это лишь оболочка, которая отвлекает нас от главного. 

Хотя пока что подписчиками LOT2046 могут стать только жители США, немало пользователей социальных сетей по всему миру выразили готовность получать и носить чёрные вещи по подписке. Мы спросили у журналистов, дизайнеров и возможных заказчиков, что они думают о проекте и концепции единой униформы как одежды будущего.

Светлана Падерина

редактор раздела «Дизайн» журнала PROfashion, дизайнер марки Light on Mars  

На мой взгляд, LOT очень удачно скомбинировал два главных тренда нового поколения: фэшн-нигилизм и «коробочные» сервисы, позволяющие увильнуть от принятия бытовых решений типа «что будем есть сегодня на обед». Нам становится всё сложнее выбирать не только из-за общего информационного передоза, но и потому, что мы просто-напросто утратили навык, упростив жизнь мобильными приложениями или вот такими сервисами, позволяющими «не думать». Это не хорошо и не плохо — это эволюция человечества, потому неудивительно, что LOT привлечёт в первую очередь поколение 20–25-летних.

Молодые люди растут под давлением формирующейся культуры потребления, в которой «много покупать — плохо», «мало покупать — хорошо»; они социализированы, активны, видят связь между перепроизводством и другими проблемами общества, потому позитивно откликаются на идею униформы — которая к тому же позволяет освободить мозг от принятия ещё одного «неважного» решения. Но для них это пока что игра в этаких «киберлюдей», возможность примерить на себя будущее, которое они увидели где-нибудь в «Чёрном зеркале» или «Докторе Кто». Поколение постарше идею «пакетированной» одежды встречает с бóльшим скепсисом.

Нам регулярно рассказывают страшилки об униформе, к которой сведётся вся одежда, — мы даже как-то привыкли видеть будущее именно таким. И мы готовы бросаться с кулаками на ушлую систему потребления, которая заставляет нас покупать всё новые (читай — ненужные) вещи. Однако мы забываем, что покупки — это ещё и налоги, на которые существуют бюджетные организации, и что здоровое потребление в идеальном мире ведёт к здоровой экономике и здоровому существованию.

Поэтому отказ от покупок и намерение проходить всю жизнь в одном свитере, на мой взгляд, не шаг к гармонии. Да и сводить одежду к единственной утилитарной функции было бы очень грустно; для многих людей внешний вид — это способ получить новые эмоции, это творческий поиск и возможность лучше узнать себя. Конечно, я не исключаю ситуацию экокатастрофы, при которой однажды придётся спасать планету — и мы перейдём на полностью синтетическую пищу и одежду, которые после рабочего дня будут отправляться в измельчитель, чтобы к утру 3D-принтер отпечатал новый комплект. Но означает ли это, что мы полностью потеряем эмоциональное и творческое начало? Скорее всего, нет, ведь даже в наборах LOT есть татуировочная машинка.

Юля Кимаева

арт-директор коммуникаций в «Яндексе»

Эта история Вадика настолько же продуманна и красива, как и всё, к чему он прикладывает руку. Следить за его рассказами, как мне кажется, стоит не только ради дизайна — это скорее история про философию и дух времени. В 2017 году, когда культура потребления очень развита и сервисы по любому поводу — начиная с заказа еды и заканчивая косметическими процедурами на дому — становятся рутиной, сложно удивить подпиской на всё необходимое. Другое дело, какая именно подписка.

Вадик не просто предлагает вещи с доставкой. Это манифест, призывающий не отвлекаться от самого важного, довольствуясь необходимым минимумом. Эти предметы не просто бланковые или чёрные — они выверены до мелочей, так что каждая деталь на своём месте. На мой взгляд, особого внимания достойны дополнительные опции (косметика, немногочисленные аксессуары, тату-машинка) — штуки для самоидентификации. Всё же такая история больше привлекает людей, для которых внешний вид имеет значение. Мне импонирует идея одинаковой одежды, это как школьная форма, которая не отвлекает от человека и делает его более «видимым», даёт рассмотреть его особенности. Оnly trust those who make things you love, как говорится в пункте 19 манифеста Вадика.

Андрей Аболенкин

аналитик моды

Идея отказаться от выбора в пользу однотипного снабжения, когда и трусов своих нет, напоминает жизнь на зоне. Кажется, раньше заключённые так и говорили про отсидку: «Меня десять лет Хозяин кормил». В обоих случаях предполагается, что, освобождённый от забот о материальном, человек направит всю энергию к труду и самосовершенствованию, примкнёт к людям будущего. Попутно можно избавиться от накопительства. В описании всё это звучит как тоталитарный эксперимент. В такие моменты задумываешься, как самые доступные, бытовые способы самовыражения могут оказаться действенным антитоталитарным механизмом.

С другой стороны, это болезненное стремление к банальности немногим отличается от современной моды на отказ от ярких проявлений индивидуальности. Границу между минимализмом и бедностью фантазии сейчас провести сложно. Обычно такой приём отказа от лишнего используется в моде, чтобы обратить всё внимание на форму, однако в этом случае предлагается только типовая упаковка. Сложно ожидать, что укомплектованные таким образом массы в результате сильно обогатят свой опыт.

Я готов рассматривать моду будущего как набор униформ, но только как набор. Немалая часть нашей индивидуальности уже переведена в цифровую форму, и оставшуюся часть неплохо закрепить хотя бы серией клише, но никак не единой униформой, от которой после использования не то что воспоминаний — следа не остаётся. Словом, единственный симпатичный момент, который я вижу в этом проекте, — это имя его создателя, Вадика Мармеладова.

Ира Инешина

маркетолог и продюсер

LOT2046 — красивый миф о смерти и перепотреблении. Он соткан из того, как в будущем будут представлять моду начала века: из стартапов и искусственного интеллекта, Сан-Франциско и LA, Канье и Стива Джобса, всеобщего помешательства на стритвире. При помощи этого универсального языка Вадик стремится привить своей аудитории осознанное отношение ко времени. Как и в предыдущих его работах, в основе здесь лежит не только миф, но свод правил для совершенствования жизни. Стартап для Мармеладова — это медиум для философских идей, вещь — инструмент нарратива.

Я думаю, что у LOT есть все шансы стать очень прибыльным бизнесом. В эпоху «хайпбистов» не так сложно продать миллион великолепных чёрных вещей. Дополнительный интерес к истории подогревают «макгаффины» вроде тату-машинки. Но не быстрый экономический успех влечёт создателя. Рост ради денег он отрицает в своём манифесте. Надеюсь, возврат инвестиций будет достаточным, чтобы его вселенная развивалась по задуманным высоким стандартам. Оставаться на рынке в рамках собственной этики, привлечь не просто много потребителей, но адептов — вот главный вызов. Получится или нет, увидим совсем скоро — и в 2046-м, если будем живы.

Катя Малых

дизайнер, художник

Мне трудно сделать объективные выводы, поскольку творчество Вадика Мармеладова я знаю давно. Во всех его проектах просматривается натянутая амбициозность и подростковый максимализм — тут можно долго цитировать манифест на его сайте. Видно, что он ищет визуальный язык, который пытается воплотить в жизнь с помощью не самых очевидных идей.

Я рассматриваю этот проект чисто как утопическую идею из области искусства и современной культуры. Перед глазами встаёт образ из научно-фантастического романа: все носят униформу — функциональность превыше всего, да здравствует корпорация, нет самовыражению и креативу, нет выбору, абсолютный ноль. Хотя, если подумать, мы уже все давно носим униформу. И люди до нас носили униформу, и будут носить её в будущем. Вроде у нас есть десятки магазинов в пешей доступности, но на самом деле выбора не так уж много. 

Фотографии: LOT2046

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться