Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Мнение«Ты из высшей лиги»:
С каких пор мода, декольте и рюши — это стыдно

«Ты из высшей лиги»:
С каких пор мода, декольте и рюши — это стыдно — Мнение на Wonderzine

Почему соцсети клеймят «модных простушек»

Текст: Вера Рейнер

Популярная инстаграм-блогер, известная своей любовью к так называемым интеллектуальным маркам вроде Céline, Vetements и Maison Margiela, выкладывает фотографию в красном облегающем платье из примерочной. Платье не то чтобы вызывающее: декольте скромное, пышный рюш, пущенный по подолу, с запасом прикрывает колени. На ногах — красные босоножки с отделкой из перьев в тон.

В комментариях пишут: «Цвет очень идёт, но рюши не твоё. Ты из высшей лиги», — и даже смайлик в конце не смягчает основного посыла. Как будто рюши, не минималистичная сексапильность и вообще подчёркнутая конвенциональная женственность с платьями по фигуре — не для «высшей лиги». Как будто носить всё это и не быть записанной в простушки можно только в том случае, если у тебя есть оправдание. «Собираюсь на тематическую вечеринку» — оправдание подходящее. «Люблю декольте и банты без всякой иронии, а просто так» — не прокатит.

 

В случае блогера повод для платья с рюшами был вполне серьёзный: она действительно собиралась на тематическую вечеринку. А вот самым ярким примером героини второго типа неожиданно стала Сальма Хайек — к декоративности актриса тянется по зову сердца и в итоге собирает коллективные «фи» в соцсетях. Жена владельца конгломерата Kering Франсуа-Анри Пино полюбила микелевский Gucci с первой же коллекции. Но интернет-критики — причём из изданий самого разного формата — эту любовь не одобрили, с ходу обозвав отношения Хайек с брендом «худшим модным союзом года». И если в комментариях на популярных женских сайтах у неё ещё были защитники — со словами от «настоящая знойная женщина, супер!» до «совсем не идёт, но Сальма всё равно красотка!», то в модной части российского фейсбука актрису высмеяли безжалостно. Досталось и фигуре Хайек, и крошке-бантику, и каблукам, и беретам, и дополнительному декору, и натянутым на пышной груди рубашкам.

Любопытно, что писали всё это совсем не те, кто под фотографиями с показа Balenciaga в исступлении кричит про «бомжей на подиуме». А те, кто вроде как давно и сам рассказывал российской публике, что цель современной подиумной моды — не «подчёркивать достоинства» и «скрывать недостатки», что новая женственность — в свободе, а «плохой» и «хороший» вкус — понятия в нынешнем контексте размытые. Те, кто по идее должен признавать стилистический плюрализм — но нет. В этот момент «продвинутые» комментаторы оказались ничуть не продвинутее тех, кто упрекает девушек за то, что они «перестали быть женственными» или фантазирует, как именитые кутюрье прошлого переворачиваются в гробах, глядя с небес на Ким Кардашьян. Конечно, Сальма Хайек этих неприятных обсуждений в фейсбуке никогда не увидит — вряд ли ей есть дело до чьих-то соображений по этому поводу. Но аргумент «вышла на публику — должна быть готова к осмеянию каждой части твоего тела» всё же довольно сомнительный.

 

Таблоиды и блоги и принялись писать
о «странном поведении» Дион, недавно потерявшей мужа и брата, связывая её наряды, их стоимость и предполагаемый нервный срыв

 

Досталось и 49-летней Селин Дион, которая в этом году неожиданно для всех стала новой модной героиней. На мартовской кутюрной Неделе моды в Париже певица появилась в худи Vetements с принтом из «Титаника» — накануне 20-летнего юбилея фильма, для которого написала знаменитый слёзовыжимательный саундтрек, момент был ностальгический и по-своему трогательный. Совсем скоро стилист Лоу Роуч, с которым Селин начала работать над своими выходами в свет, одел её в самые яркие и смелые подиумные наряды: сияющие мини-платья, бесконечные ботфорты, цветные костюмы, вещи в принтах. А Дион стала всё чаще появляться на страницах глянца.

В этот момент таблоиды и блоги и принялись писать о «странном поведении» Дион, недавно потерявшей мужа и брата, связывая её наряды, их стоимость и предполагаемый нервный срыв: «Наслаждается она новой жизнью или слетает с катушек?», «Старуха нарядилась! На старости лет сошла с ума. Лучше бы песни писала!» — комментарии подобного содержания наводнили соцсети. В вину Селин Дион ставили даже то, что новый образ не личный выбор певицы, а работа профессионального стилиста: «Напялят на себя всё что угодно, только бы их обсуждали!» Хотя Дион, по словам Роуча, задумалась о переменах, увидев фотографии Зендаи: «В моём возрасте я могла бы одеваться так же». И оделась.

После каждого мероприятия, наводнённого селебрити, все дружно обсуждают, какими скучными стали ковровые дорожки. Почти всегда можно заранее угадать, кто в чём явится: кто-то давно не выходит из дома в вещах других брендов кроме Dior, кто-то дружит с Николя Гескьером и носит Louis Vuitton, кто-то не изменяет Armani, а группу юных актрис недавно «подписали» в кампанию Miu Miu — так что здесь сюрпризов не будет. Обсуждают вечные и безопасные варианты вроде Elie Saab или Versace, чьи дизайнеры знают, как представить кинодиву в «правильном свете». Медиа и блогеры ставят в пример хроники с ковровых дорожек 90-х и даже нулевых, когда все одевались как бог на душу положит — зато не скучно. Джинсовые тотал-луки, огромный пиджак и треуголка на голове, платье-лебедь, что-нибудь совсем невообразимое — всё на расстоянии кажется свежим и прекрасным. И в то же время практически все, кто сегодня решил пойти не безопасным путём, а оригинальным (нет, голые платья тоже давно оригинальными не считаются), вечером того же дня превращаются в мемы.

 

Надела жёлтое пышное платье китайской кутюрье? Будешь скворчащей на сковороде пышной яичницей. Надела странную шляпку? Будешь газовой горелкой, на которой эта яичница жарится

 

Надела желтое пышное платье китайской кутюрье? Будешь скворчащей на сковороде пышной яичницей. Надела странную шляпку? Будешь газовой горелкой, на которой эта яичница жарится. Вышла в платье Givenchy в цветочек? Всё — теперь ты диван. Стоит ли говорить, что статус безвкусного «клоуна» — не для слабонервных. А мем-культура, которая готова моментально высмеять любое проявление оригинальности, уж точно не способствует тому, чтобы кому-то захотелось эту оригинальность проявлять.

Мода, как ни крути, ближе к игре, чем к точной науке. И если мы настаиваем на том, что стиль важнее тенденций, а одежда должна радовать, но не обязательно украшать, почему же не можем признать, что разных людей радуют разные вещи? С каких пор мы вообще должны заслужить право носить модную одежду?Конечно, вещи, которые мы выбираем, становятся в некотором роде заявлением. Но случается, что люди надевают рубашку Рафа Симонса не потому, что хотят приблизиться к «элите концептуальной моды», а потому, что им нравится рубашка. Женщина в районе пятидесяти лет иногда выходит в мини-юбке просто потому, что любит их, а не потому что участвует в общественном движении. Можно носить плюшевый костюм, не имея в виду доказывать каждому встречному, что знаешь значение слова «кэмп» и читала Сьюзен Сонтаг. Можно любить пайетки, стразы и рюши, нанимать стилиста или делать всё самой. Можно быть Сальмой Хайек, а можно — Тильдой Суинтон, то есть кем угодно и даже собой — и ни за что не оправдываться. Любить или не любить моду, любить или не любить наряжаться — не стыдно.

Обложка: Getty Images

 

Рассказать друзьям
19 комментариевпожаловаться