Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Стеклянный потолок«Извините, но ваш возраст»: Почему так сложно найти работу после 45 лет

«Извините, но ваш возраст»: Почему так сложно найти работу после 45 лет — Стеклянный потолок на Wonderzine

Как рынок труда отвергает кандидатов старшего поколения

Александра Савина

52-летняя Нина Афанасьева не работает с января 2016 года: в прошлом декабре она была вынуждена уйти из театра «Балет Москва», где около трёх лет была администратором, помощником заведующего труппой театра. «Сейчас я пыталась через фейсбук найти похожую работу, потому что сфера искусства, театр близки моему сердцу и моей душе; я это могу, я это понимаю, я это умею. Всю зиму я отправляла гигантское количество резюме через сайты для поиска работы, но почти везде были отказы, и основной мотив — возраст. Ещё в одном месте мне сказали, что причина — маленький стаж работы, хотя это в общем-то не так, — рассказывает Нина. — Многие открыто говорят, что не считают нужным встречаться: „Извините, но ваш возраст…“». Она говорит, что сейчас медикаментозно лечится от депрессии: «Тяжело эмоционально и психически, потому что теряется жизнь, которая была вся в работе, и в таком возрасте, в общем-то, ничего кроме работы не остаётся. Внуки не родились, дети выросли, а на работе оказывается, что ты никому не нужен».

Мне на тот момент было где-то 53–54 года, и мне сказали дословно следующее: „Старых людей мы очень уважаем, но на работу вас не возьмём“

Иван Михайлов, 57 лет

 

 

 

С 2013 года в России запрещено указывать желаемый возраст соискателей в вакансиях, но это не значит, что он вовсе не учитывается. «По ТК РФ, дискриминация по возрастному цензу запрещена, но у каждого работодателя есть свои внутренние планки. В этом одна из основных сложностей. Руководитель вряд ли возьмёт взрослого кандидата в команду 20–25-летних, например», — говорит Ксения Авдей, руководитель компании «Диалогия», предоставляющей услуги внештатного HR и карьерные консультации. 

«Возрастной ценз существует, — соглашается 57-летний Иван Михайлов (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.), специалист по деревообработке и мебельному производству, много лет проработавший в строительной сфере. — Когда я искал работу, позвонил в фирму, где требовался человек моей специальности, с моим опытом — эта работа была даже более простой, чем позволяли мои знания и мой опыт. Мне на тот момент было где-то 53–54 года, и мне сказали дословно следующее: „Старых людей мы очень уважаем, но на работу вас не возьмём“».

Несмотря на то что работодатели часто не готовы предлагать работу кандидатам старше 45 лет, разговоры о неизбежном повышении пенсионного возраста звучат всё чаще. Пока повышать пенсионный возраст российское правительство не планирует — хотя дискуссия на эту тему не прекращается. И эта перспектива всё более реальна: в мае Владимир Путин подписал закон, подразумевающий поэтапное повышение пенсионного возраста госслужащих. При этом многие россияне не прекращают работать и с наступлением пенсионного возраста. 

Более молодые сотрудники работу бросают ещё менее охотно. Ирина Любакова, до увольнения несколько лет занимавшая должность ведущего экономиста, говорит, что хотела бы продолжать работать ещё лет пять. «В 47 лет начала искать новую работу, поиск связан с переменой места жительства. Трудно. И пока неуспешно, — рассказывает Ирина. — Даже несмотря на то, что у меня нет высшего образования, надеялась, что заинтересует мой опыт. За год поиска прошла немало собеседований — и при личных встречах, и по телефону. И знаете, вернуться работать захотелось лишь в пару мест.

 

По данным аналитического центра при правительстве, число работающих пенсионеров растёт: в 2005 году их было 22,4 %, а в 2014 — уже 34,9 %. Несмотря на то что все они получают на 10–12 % меньше работников допенсионного возраста, большинство (74 %) вынуждено продолжать работать из-за нехватки средств на жизнь.

источник

   

 

Наверное, я слишком требовательна в поиске, но ищу постоянную, любимую, интересную работу, поэтому отношусь к этому ответственно. Было несколько раз: выхожу после собеседования, думаю, ну всё, похоже, нашла своё место — и мне понравилось, и ко мне вопросов нет, подхожу. Но... без обратной связи. Не знаю причины. Но по устойчиво сложившимся мнениям других, отсутствие высшего образования (любого) и мой преклонный возраст переносят мою кандидатуру в самый хвост списка. Кстати, за время моего поиска только единожды мне позвонили сказать, что, к сожалению, выбор сделали в пользу другого кандидата, и, как потом случайно выяснилось, меня в ту компанию не взяли исключительно из-за возраста».

 

Дискриминация по возрасту не только российская проблема. Так, в Великобритании компании не имеют права отказать кандидатам из-за возраста, но предубеждения остаются. При этом работодатели не всегда действуют осознанно: менеджер, например, может отказать кандидату, опасаясь конкуренции с более опытным сотрудником, а HR-специалисты могут подсознательно отдавать предпочтение своим ровесникам. По данным прошлогоднего исследования, в США работники старшего возраста получают меньше предложений о работе, ищут новую работу на несколько недель дольше, чем молодые сотрудники, и чаще не могут найти новое место после увольнения.

Специалисты отмечают, что в России ситуация для работников старше 45 лет в последние годы постепенно улучшается. «Если лет десять-пятнадцать назад люди старше сорока не могли найти работу, то сейчас востребованы люди пятидесяти лет и старше, — считает Мария Савина, бывший начальник управления кадров и обеспечения деятельности «Росимущества», недавно сменившая работу. — Почему? Потому что работодатели тоже взрослеют по сравнению с 1990-ми. Раньше они были очень молодыми и с большим трудом брали пожилых людей на работу. Сейчас они сами в основном стали постарше и понимают, что работник в возрасте тоже имеет большую ценность». Меняет ситуацию и демографическая яма 1990-х: прослойка молодых специалистов уменьшается и работодатели вынуждены обращать внимание на другие категории работников — в том числе на людей более старшего возраста.

 

Внуки не родились, дети выросли, а на работе оказывается, что ты никому не нужен

Нина Афанасьева, 52 года

 

 

 

Почему же людям старшего возраста так сложно искать работу? С работниками старше 45 лет связано множество стереотипов: например, очень часто работодатели считают, что у старших сотрудников может быть слабое здоровье. Мария Савина не согласна с такой позицией: «Мысль о том, что люди в возрасте часто болеют и не могут работать, неправильная: молодой человек тоже может заболеть». Кроме того, работодатели часто считают, что сотрудники старшего возраста плохо владеют техникой и осваивают новые технологии медленнее, чем молодые работники — но это далеко не всегда так, и каждая ситуация индивидуальна.

Принято считать, что работники в возрасте менее гибкие, чем молодые, и в отличие от тех, кто только начинает свой карьерный путь, не готовы перерабатывать на чистом энтузиазме во имя компании. Считается, что к 30–35 годам человек уже должен состояться как профессионал, поэтому работодатели часто думают, что им невыгодно брать на работу сотрудника более старшего возраста: его невозможно доучить под себя и им будет труднее управлять, если его мнение не будет совпадать с мнением руководителя.

Ещё одна характерная для России проблема — во многих сферах карьера работников развивается вертикально, а горизонтальное развитие зачастую ограничено. Считается, что работник должен достичь пика карьеры к 35–40 годам, а то, как будет развиваться карьера в предшествующие пенсии 15–20 лет, совершенно не учитывается.

«У более старших работников есть ещё одна проблема: они зачастую не соглашаются на менее квалифицированную работу, — отмечает Мария Савина. — Для них, например, в отличие от молодёжи, важно название должности, им нужна статусность. Они выросли в совершенно другом мире, и им бывает сложно перестроиться».

 

По данным исследования HeadHunter, 19 % компаний не готовы принимать на работу сотрудников старше 45 лет — 40 % из них при этом ссылаются на внутреннюю политику компании.

источник

   

 

Умение адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и новой ситуации на рынке труда — важная черта, которой не хватает многим работникам в возрасте. «Есть на рынке труда уникальный опыт и профессии, которые „раскупают“ и в таком возрасте. Но с каждым годом многие профессии отмирают: работников заменяют технологии, или на их место приходят более молодые и быстро обучаемые сотрудники», — говорит Ксения Авдей.

 

Сотрудники в возрасте ещё и самая уязвимая группа: любой кризис бьёт по ним прежде всего. Именно так случилось с Иваном Михайловым: непростая экономическая ситуация сильно затронула строительную отрасль, в которой он работал. «Это были остатки кризиса 2008, 2012 года, когда строительная отрасль начала сокращаться, — рассказывает Иван. — Я десять лет проработал, можно сказать, не по специальности (по образованию я инженер-технолог, специализирующийся на технологии деревообработки): пошёл работать в строительство. Получилось так, что я немного отстал от своей старой специальности — деревообработки и мебельного производства. Я долгое время работал коммерческим директором, занимался пластиковыми окнами и стал не совсем строителем, работал не совсем по специальности — занимался продажами. Десять лет — это много с профессиональной точки зрения, я потерял какую-то квалификацию, а новые знания, которые я приобрёл, стали на рынке менее востребованными. При этом в отрасли всё сокращалось стремительными темпами».

Ровно о такой же причине рассказывает и Вячеслав Ковалёв — 60-летний инженер-технолог швейного производства; за свою карьеру он был заместителем главного инженера швейной фабрики, директором швейной фабрики и директором по производству. С 2001 года он занимался запуском с нуля швейных фабрик по производству мужских костюмов и работал вахтовым методом: в понедельник уезжал на работу в другой город, а в пятницу возвращался домой на выходные.

Трудности с поиском работы начались в 2008–2009 годах, с наступлением кризиса. Вячеслав говорит, что ему несколько раз отказывали из-за возраста: «Это не говорилось, но это было понятно. После этого я находил работу не благодаря резюме, которое я размещал на специальных сайтах, а благодаря обширному кругу знакомых». Сейчас Вячеслав не работает. «В Москве швейных фабрик практически не осталось, а у меня именно производственная специализация. При этом я владею компьютером: умею полностью вести на нём расчеты, работал в AutoCAD. То есть я в этом плане продвинутый. Но эйчары этого не знают, они не понимают какие-то вопросы, — говорит Вячеслав. — С января я на заслуженной пенсии. Я мог бы работать: например, было предложение опять поехать поработать в Козельск. Но ездить мне что-то не хочется, я решил, что пока отдохну. Я не то чтобы ищу работу, но если какое-то предложение будет, то поработал бы — но в Москве. А в Москве действительно сложно найти работу — мне, во всяком случае, для моего уровня и для моего возраста».

 

По устойчиво сложившимся мнениям, отсутствие высшего образования и мой преклонный возраст переносят мою кандидатуру в самый хвост списка

Ирина Любакова, 48 лет

 

 

 

Как же действовать людям старше 45 лет, которые ищут работу? Специалисты советуют им постоянно поддерживать деловые контакты и связи и искать работу в первую очередь через знакомых — в особенности тех, кто знает их по работе. Поиск работы онлайн для них может оказаться менее эффективным: HR-специалисты могут и не заглянуть в резюме человека, увидев его возраст.

Есть у работников старшего поколения и неоспоримые преимущества — прежде всего богатый опыт, о котором кандидатам и следует в первую очередь рассказывать работодателю. Опыт имеет большое значение для многих должностей, в том числе руководящих. «Поколение 40–50-летних, к которому отношусь и я, не умеет себя „продавать“. Это главное, чему они должны научиться и что хорошо умеет молодёжь. Они должны научиться преподносить себя, свои достоинства и рассказывать о них в резюме и при личном общении», — говорит Мария Савина. Она также советует работникам регулярно повышать квалификацию и получать новые знания, чтобы быть востребованными в любом возрасте.

Зачастую работники более старшего возраста уже обладают всеми характеристиками, необходимыми для успешного поиска работы, — им нужно лишь научиться действовать так, чтобы работодатель обратил на это внимание.

 

К 2032 году пенсионный возраст госслужащих составит 63 года у женщин
и 65 лет у мужчин — против нынешних
55 и 60 соответственно.

источник

   

 

«Сейчас образуется определённое количество рабочих мест, которые могут занять именно взрослые люди: они могут иметь свои преимущества в плане ответственности, стабильности, желания выполнять рутинную работу, — говорит Ксения Авдей. — Нужно организовывать процесс двухсторонне: сводить работодателя и таких кандидатов. Также необходимо рассказывать кандидатам о возможности переквалификации на специальности, которые действительно будут котироваться, а не для того, чтобы получить очередную корочку».

 

Ксения Авдей советует кандидатам старше 45 лет в первую очередь разобраться с тем, что происходит на рынке труда по их специальности и как изменился процесс поиска работы, а также набраться сил и терпения: поиск работы может занять много времени. «Им нужно принять тот факт что, возможно, придётся „упасть“ в должности и деньгах (но бывает и наоборот, здесь всё зависит от общего резюме кандидата), — говорит Ксения. — Особенно важно найти информацию о сферах, с которыми человек никогда не сталкивался, но вполне справился бы с работой там. Можно также подумать про совершенно другой профиль и не бояться этого. Составить резюме на разные вакансии, которые интересны кандидату, изучить информацию об эффективном прохождении собеседований (возможно, потренироваться с кем-нибудь), написать сопроводительное письмо, чтобы оно заинтересовало, несмотря на возраст». Кроме того, она советует активизировать все знакомства и связи для поиска нового места.

И всё же ответственность лежит на тех, кто формирует предложение. Серьёзные перемены не настанут, пока работодатели не избавятся от предубеждений и не поймут, что отказывать кандидату из-за возраста — заурядный эйджизм, который тормозит не только развитие компании и общества, но и способен ударить по всем. Изменить сложившуюся на рынке труда ситуацию вполне в наших силах — иначе и мы, и сегодняшние работодатели рискуем и сами в будущем оказаться её заложниками.

Фотографии: aimy27feb — stock.adobe.com, Volodymyr Vechirnii —stock.adobe.com, VanZan — stock.adobe.com, FMUA —stock.adobe.com

 

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться