Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

по миру с ребёнком

Кругосветка:
по миру с ребёнком — Путешествия на Wonderzine

«Чувство дома в кругосветке важнее, чем погода и количество квадратных метров»

Интервью: Ирина Кузьмичёва

Принято считать, что рождение ребёнка надолго тормозит социальную жизнь родителей. И если дома можно позвать на помощь бабушек или няню, то в чужой стране приходится рассчитывать только на себя. Ирина Луговая путешествует вокруг света с мужем и полуторагодовалым сыном. Сегодня она рассказывает о радостях и тяготах такого образа жизни.

От идеи до реализации

Все началось в 2014 году, когда мы с мужем впервые уехали из Москвы в Европу на зимовку. Весь январь мы провели в Португалии и уже тогда поняли: за границей в низкий сезон дёшево и хорошо. Арендовать квартиру дешевле, чем в Москве, на рынках свежие и вкусные продукты, туристов практически нет, а главное — светит солнце. И если работать удалённо, то можно позволить себе такое путешествие на обычную столичную зарплату (мы оба работаем в пиар-сфере). Так, каждую зиму на месяц мы стали уезжать из московской серости: в Грецию, на Сицилию, а в прошлом году уже вместе с трёхмесячным сыном провели январь и февраль в Черногории.

Когда встал вопрос, куда ехать в следующий раз, мы задумались: а почему, собственно, только на зиму? И почему только в Европу? Муж, пиар-директор туристического интернет-сервиса, решил пойти ва-банк и объявил работодателю, что у него есть идея кругосветного путешествия, и предложил заодно стать амбассадором бренда. На наше счастье, задумку одобрили. Грише сохранили полную зарплату при возможности работать из любой точки мира. Сейчас он не только выполняет должностные обязанности, но и рекламирует сервис в соцсетях, а также снимает в путешествии фото и видео для компании. Бесплатных билетов и скидок у нас нет.

Мы решились на это путешествие ещё и потому, что нашему сыну Серёже всего полтора года. Значит, пока можно не думать о садике и школе, к тому же, проживание и перелёты как раз до двух лет бесплатны. Совсем скоро перед нами встанет вопрос детского образования, а может быть, и второго ребёнка — и не факт, что такой невероятный проект мы когда-нибудь сможем повторить.

Планировать маршрут кругосветного путешествия очень сложно: хочется везде и сразу. Мы решили, что поедем туда, где сможем найти подходящее по бюджету жильё или где нам сможет помочь кто-то из местных — к «своему» человеку можно обратиться в трудной ситуации и почувствовать себя как дома. Вспомнили всех друзей и знакомых в разных странах и стали составлять маршрут. Начать решили оттуда, где ещё можно купаться: остановились на Сицилии. Дальше — Корсика, куда меня позвала подруга-француженка, с которой я училась в Лионе. Я давно хотела там побывать, подруга обещала помочь с жильём — так почему бы и нет? Дальше выбрали Испанию.

Итак, 8 октября мы вылетели из Москвы на Сицилию. Решили жить в каждом месте по месяцу. Во-первых, чтобы не дёргать малыша — ведь дети любят стабильность. Во-вторых, потому что бронировать жильё на длительный срок дешевле. В-третьих, на этом наши шенгенские визы должны были закончиться, нам нужно было делать другие документы и двигаться дальше. После этого мы решили отправиться через океан: новый год планировали начать в Доминикане, оттуда двинуть в США и финишировать в Австралии. Но в процессе оказалось, что прямых перелётов часто нет, а квартиры — слишком дорогие. Поэтому нам пришлось отказаться от США и грандиозного турне по Латинской Америке. Надеюсь, туда мы ещё доедем отдельно.

Детский вопрос

За пять месяцев мы побывали в Италии, Франции, Испании и Доминикане, а сейчас мы в Мексике. Мы хотим не просто увидеть достопримечательности, но и почувствовать местный колорит. Поэтому живем вдали от дома — как дома: муж по будням работает за ноутбуком, я занимаюсь сыном, бытом и планирую путешествие. Когда у Гриши скайп-колл с коллегами в девять утра по Москве, то мы с Серёжей (уже в семь вечера по местному времени) уходим из дома, чтобы не мешать. По выходным мы исследуем место, где живём, и окрестности.

Наш сын отлично переносит поездку. К новому месту, времени и климату привыкает за два-три дня. Каждый месяц у него новая детская площадка, новые знакомства и новые впечатления. Четыре месяца из пяти он провел у моря, впитывая витамин D и копаясь в песке, вдоволь удовлетворяя свою потребность в сенсорном развитии. А слово «пальма» для него сейчас значит больше, чем странное слово «снег». И хотя вряд ли он понимает, что такое удивительное детство выпадает не каждому, или вспомнит хоть что-то из этого путешествия, я знаю, что ему хорошо. Мы, со своей стороны, стараемся максимально уважать его потребности и относиться к нему, как к полноценному участнику кругосветки. И, конечно, оцениваем место с точки зрения того, насколько там комфортно, интересно и безопасно с маленьким ребёнком.

Так, на Сицилии все детские площадки одинаковые и почти пустые. У итальянцев не принято гулять с детьми, как у нас, два раза в день в любую погоду. Зато в супермаркетах продаётся детское питание с прошутто и пармезаном, а апельсины вводятся в рацион чуть ли не в три месяца. На Корсике детских площадок нет вовсе (шесть качелей на весь город — ничто). При этом дети буквально с пелёнок сопровождают родителей в походах по ресторанам, и, наверное, в год уже не могут жить без круассанов и камамбера. В Испании с инфраструктурой для детей всё в порядке, и отношение к малышам самое тёплое. В Доминикану с ребёнком стоит ехать только ради пляжей и системы «всё включено», а за пределы отеля с ним лучше вообще не выходить — грязно и небезопасно. В мексиканском Сан-Кристобале-де-лас-Касасе с детскими развлечениями всё в порядке, а с перемещением на детской коляске наоборот. Поэтому местные дети, пока не научатся ходить, в буквальном смысле сидят у мамы на шее — в ребосо (шарфе, который используют вместо слинга), а потом спускаются на землю, но по-прежнему не отстают от неё ни на шаг.

Чувство дома в кругосветке важнее, чем погода и количество квадратных метров, — спустя несколько месяцев на съёмных квартирах волей-неволей начинаешь скучать по любимым обоям и семейным обедам с роднёй. На Сицилии к нам присоединились мои родители, а на Новый год в Испанию приезжали родители мужа. Это был не только настоящий праздник, но и возможность немного передохнуть, потому что в кругосветке можно рассчитывать только на свои собственные силы — бабушек, нянь и детского сада в ближайшее время у нас не предвидится.

Приключения иностранцев

Как ни странно, самые яркие впечатления оставляют не закаты, не пикники на пляже и не народные праздники на центральных площадях. Нелепые, странные и неожиданные случаи — самые запоминающиеся. Например, на Сицилии во время пробежки Гриша сломал руку: он решил перепрыгнуть цепь, ограждающую тротуар, запнулся об неё, упал на руку и повредил локоть. Страховая компания сообщила, что это не страховой случай. Мы обратились за помощью к хозяину квартиры, у которого жили в прошлый приезд. Он каким-то образом оформил обращение моего мужа на свою страховку, сидел с ним в очереди и провёл по нужным кабинетам. Гриша месяц ходил с гипсом — как раз в это время мы переезжали на Корсику. Предстояло ехать на поезде, пароме и автобусе. Собирать и тащить все вещи — два чемодана, по двадцать пять килограммов каждый, и коляску — пришлось мне. Мы жили в пяти минутах от вокзала, но они показались мне вечностью. Зато на Корсике мы даже в поход сходили — гипс в это время всё ещё был на месте.

В Мадриде тоже был курьёз. Мы забронировали отель в центре города, припарковались рядом и радовались, как нам повезло с местом. Был уже вечер, мы переночевали в гостинице, а утром пешком пошли в посольство получать американскую визу. Разумеется, телефоны нужно было отключить и сдать. Именно в это время мне звонили из полиции и прокатной компании с просьбой переставить машину. Когда мы вернулись к отелю и увидели, что машины нет, пошли в полицейский участок и узнали, что она на штрафстоянке. Оказалось, мы встали прямо возле здания полиции, на парковке для полицейских машин — знака не было видно за деревьями. При этом полицейские вели себя очень вежливо и даже извинялись: «Мы же пытались до вас дозвониться».

Из Испании мы летели в Пунта-Кану с пересадкой в Брюсселе. Именно в этот момент у нас с собой не было наличных, к тому же мы пропустили трансфер до аэропорта. Пришлось ехать на городском автобусе. Сначала я пыталась вызвать жалость у водителя, но он был непреклонен. Тогда пришлось просить деньги на проезд прямо у пассажиров: «Люди добрые, подайте нам, кругосветникам, на проезд шесть евро в долг». Самое удивительное, что одна милая девушка заплатила за нас, и мы успели на рейс — в ответ я дала ей привезенную из России конфету. Без приключений и добрых людей наше путешествие было бы не таким интересным.

Когда мы уже покидали Пунта-Кану, неприятность случилась прямо на паспортном контроле. Оказалось, что безвизовый период длится ровно тридцать дней, после чего надо платить по 2500 доминиканских песо с человека (это чуть меньше трёх тысяч рублей). Мы провели в Доминикане тридцать дней и несколько часов, которые считались еще одними сутками, — за эти полдня мы с болью в сердце отсчитали 7500 песо (примерно 8600 рублей). Из-за этого, несмотря на солнце и пляжи, воспоминания остались не самыми радужными.  Тем более, что здесь мы всей семьёй отравились.

Сейчас мы в Мехико, и я — сюрприз — снова лежу в больнице с отравлением. Приятного мало, зато мы оценили медицинские и страховые услуги разных стран, и это тоже интересный опыт. Несмотря на то, что наша страховая компания не может связаться с местными партнёрами, мексиканцы не говорят по-английски и нам приходится платить за лечение самим, Мексика — самое яркое и необычное место из всех, где мы были. Здесь у нас пока не случилось ничего необычного. Ждём.

Для нас кругосветное путешествие — это возможность примерить на себя новые места и задуматься, хотим ли мы здесь остаться. Мы не планируем полностью перебираться из России, но нам интересно попробовать и в будущем жить на два дома, где одинаково хорошо в разное время года. Сейчас мы как раз находимся в активном поиске «своих» мест. Впереди Австралия, Бали, Южная Корея, Дальний Восток и Казахстан.