Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ПутешествияКак я переехала в Исландию и решила остаться там навсегда

Как я переехала в Исландию и решила остаться там навсегда — Путешествия на Wonderzine

Татьяна Широкова о работе и жизни на северном острове

 Текст: Татьяна Широкова

Я никогда не думала, что перееду жить в Исландию. Я родилась и выросла в Москве, к тридцати годам успела построить успешную карьеру в тревел-индустрии и если и планировала куда-то переезжать, то в страну с более тёплым климатом, чтобы продолжать работать в своей сфере. Но в 2011 году на конференции в Исландии я познакомилась с будущем мужем — а после свадьбы, через два года, переехала в Рейкьявик.

 

В моё знакомство со страной разразился шторм. Меня поразило, насколько сильными могут быть порывы ветра и как быстро может меняться погода. Я бывала во многих странах с переменчивым климатом, но такого раньше не встречала. Удивительно, но в самый холодный месяц года температура колеблется в районе нуля, а в городе редко бывает ниже минус пяти — всё благодаря Гольфстриму, который омывает остров посередине Атлантического океана. Раньше я думала, что Исландия морозная и снежная, но оказалось, что это не так: за день может выпасть много снега, но его сразу же смоет дождь. Летом же нежарко — дни, когда воздух прогревается до 18–20 приравниваются к национальному празднику, и никто не работает.

Мы с будущим мужем решили, что перед тем как переехать в Исландию, сначала я приеду на два-три месяца, посмотреть, как тут живётся. Обоим было понятно, что контраст между Москвой и Рейкьявиком колоссальный, поэтому без «пробного шара» было сложно решиться. Вопрос о том, чтобы муж переехал ко мне в Россию, не стоял: он был в Москве и ему всё понравилось, но жить он здесь был не готов.

Лето 2012 года я провела в Исландии и тогда окончательно решила, что хочу сюда переехать. За это время я успела попутешествовать по стране, посмотреть, как живут исландцы, начать понимать их менталитет и отношение к жизни. Семья мужа меня приняла очень хорошо, а так как семьи в Исландии большие, скучать было некогда. У исландцев принято проводить много времени с близкими — летом, например, выезжать с палатками за город. Кемпингов огромное множество, и там всё оборудовано для комфортного проживания на природе: душ, туалет, места для барбекю и кухни. Они любят арендовать дома и проводить выходные в дружной компании человек эдак по пятнадцать-двадцать.

 

 

Было ощущение, что у всех вокруг устоявшаяся жизнь, а ты стоишь перед открытой коробкой с LEGO, и тебе только предстоит её построить

 

 

Конечно, одно дело — провести пару месяцев в Исландии, а другое — начать строить новую жизнь. Меня успокаивало, что я в любое время могу приехать в Москву: Исландия — это не край земли, как принято думать. Из Рейкьявика до Осло, Копенгагена или Стокгольма можно долететь за 2,5–3 часа, а дальше до Москвы ещё порядка двух часов лёту.

К лету следующего года я закрыла все рабочие дела и после свадьбы в Рейкьявике окончательно переехала в Исландию. Решиться было нелегко, но то, что я ехала к любимому мужу, очень помогало. В первые несколько месяцев, когда я начала погружаться в местную жизнь, было непривычно осознавать, что всё надо начинать с самого начала: искать местный круг общения (русских здесь было немного), работу, привыкать к отсутствию каких-то продуктов, найти «своих» парикмахера и мастера по маникюру и так далее. Было ощущение, что у всех вокруг устоявшаяся жизнь, а ты стоишь перед открытой коробкой с LEGO, и тебе только предстоит ее построить. Возможно, если бы я переезжала на десять лет раньше, то и не заметила бы все эти нюансы, но теперь прочувствовала их в полной мере.

Сразу же мне нужно было подать документы на вид на жительство. По местным правилам, если ты выходишь замуж за исландца, то три года живёшь по годовым видам на жительство, потом получаешь статус постоянного проживающего и параллельно можешь подавать на получение гражданства. Через три месяца мне по почте пришла карточка — документ, подтверждающий моё легальное проживание в Исландии и пребывание в шенгенской зоне. Всё оказалось не так сложно, как я думала.

 

 

В Исландии благоприятная почва для инноваций: креативный дух исландцев, подкреплённый неплохой IT-школой, производит на свет по большей части успешные стартапы. Некоторые из них финансируют местные инвесторы, некоторые — венчурные фонды Кремниевой долины. С лета 2014 года я работаю в метапоисковике авиабилетов Dohop, который за десять с лишним лет по сути перестал быть стартапом, но не растерял уникальный дух. Моя задача — привлекать партнёров: онлайн-тревел-агентства, авиакомпании. Технологии — новая для меня сфера деятельности, так что и здесь мне пришлось начинать всё с самого начала, хотя, конечно, прошлые связи помогают.

Исландцы начинают работать не позже девяти утра, а летом и того раньше — с половины восьмого. Чем быстрее начнёшь, тем быстрее закончишь: средний рабочий день в стране небольшой, так что многие свободны уже в четыре часа дня. Если компания просит остаться после работы, то, во-первых, это остаётся на твоё усмотрение и, во-вторых, тебе полагается двойная оплата. Все стараются соблюдать баланс между работой и личной жизнью, а перед Рождеством и Новым годом зачастую дают один-два внеплановых выходных дня. Или, как это было летом, отпускают пораньше посмотреть матч, если сборная Исландии по футболу играет на чемпионате Европы.

Исландцы — очень спокойный народ: сложно представить ситуацию, которая вывела бы их из себя, они считают, что всё «само рассосется». Поначалу мои коллеги недоумевали, почему я начинаю волноваться, когда, например, дедлайн на носу, а наши разработчики ещё даже не смотрели задание. Они мне на это невозмутимо говорили: «Ну да, вряд ли мы это сделаем до завтра, но, скорее всего, на следующей неделе закончим, пусть не волнуются». И это распространяется на многие аспекты местной жизни.

 

 

Исландцы — очень спокойный народ:
сложно представить ситуацию, которая вывела бы их из себя, они считают,
что всё «само рассосется»

 

 

Ещё после переезда в Исландию меня удивило, что летом практически вся страна уходит в отпуск на месяц, а то и на шесть недель. Обычно это происходит в июле-августе, так что офис наполовину пустеет. Мне после московских реалий, когда уйти в отпуск на две недели, не выпуская из рук телефон, постоянно проверяя почту и получая звонки, считалось непозволительной роскошью, это было удивительно. Но, как показывает практика, земля из-за этого не останавливается, люди возвращаются на работу отдохнувшими и довольными и продолжают трудиться.

В Исландии один из самых высоких уровней налогов. Начинаются они с 37 % на минимальные зарплаты и растут в зависимости от уровня доходов. Жить в Исландии довольно дорого, даже по сравнению с Москвой. Продукты, произведённые в стране, стоят недёшево из-за стоимости сырья и рабочей силы. Многое импортируется, морем или по воздуху: большая часть скоропортящихся товаров, таких как фрукты, например, попадает на остров на самолётах. Новый автомобиль в Исландии стоит в два раза дороже точно такого же в Москве. Литр бензина на сегодняшний день, когда исландская крона достаточно сильна, стоит 1,7 евро, или 109 рублей. Шокирующая цена для человека, который переехал из страны, где литр бензина стоил меньше тридцатки.

Местная медицина считается бесплатной, но за каждый приём врача нужно платить от десяти до тридцати евро. Плюс нужно оплачивать полную стоимость лекарств, пока общая сумма за год не достигнет 2780 евро. После этого подключается страховка, которая может покрывать до 90 % стоимости лекарств или операций. Так, мне сделали операцию меньше чем за 10 % от общей стоимости: она стоила 4100 евро, я заплатила 250. И да, медицинскую страховку ты не покупаешь, как, например, в США, а просто получаешь — из своих же налогов, но всё же. Помимо страховки, помочь с возмещением или оплатой медицинских расходов может профсоюз, если ты являешься членом и платишь взносы. Также профсоюз следит, чтобы уровень твоей зарплаты был не ниже среднего по рынку, в соответствии с твоим образованием и опытом работы. К нему всегда можно обратиться за советом, если вдруг кажется, что работодатель не соблюдает твои права. Хотя ни со мной, ни с кем из моих знакомых таких случаев не было.

 

 

Исландцы невероятно гордятся своим национальным языком: он один из старейших в мире и дошёл до наших дней с незначительными изменениями. Его обязательно нужно выучить, чтобы получить гражданство. Поначалу мне было очень непривычно — ты вообще не понимаешь, о чём идёт речь, и даже не можешь догадаться. Сейчас всё уже намного проще: хоть я и не говорю по-исландски, но хотя бы понимаю общую суть беседы. Второй язык в Исландии — английский: на нём говорит более 90 % населения, так что, зная его, никаких проблем в повседневной жизни и на работе не возникает.

Приятной неожиданностью стали сами исландцы. Это нация очень красивых людей: мужчины, как правило, следят за собой, а исландки очень уверены в себе. Здесь активно феминистское движение, и, справедливости ради, Исландия — одна из немногих стран, где мужчины и женщины имеют примерно равные права.

Исландцы трепетно относятся к спорту. Летом это велосипед, хайкинг, бег, гольф. В стране, которая, казалось бы, наименее всего подходит для гольфа, есть сто с лишним специальных полей, и летом, когда наступают белые ночи, можно играть сутки напролёт. Для хайкинга и трекинга разработаны тысячи маршрутов, от несложных однодневных, до горных, занимающих три-семь дней и даже больше. Я никогда не была фанатом хайкинга, но очень прониклась им после похода в кратер потухшего вулкана. Вулканов тут тоже, кстати, больше ста, и где-то тридцать из них активные.

 

 

Исландия — одна из немногих стран, где мужчины и женщины имеют примерно равные права

 

 

Привыкнуть к исландскому менталитету было легко, наверное, потому что он мне близок: исландцы никогда не будут лезть к тебе в душу, чего не ожидают и от тебя. Они с удовольствием помогут, если попросишь, но сами навязываться не станут. Если ты с кем-то познакомился на вечеринке и вы весело выпивали в компании, это абсолютно не означает, что вы стали друзьями и продолжите общение. 

Думаю, ехать в Исландию нужно, чтобы посмотреть уникальную природу: ледники, водопады, гейзеры, вулканы, космические ландшафты, чёрные пляжи, тектонические разломы. Всё это компактно собрано, и летом за неделю можно объехать весь остров по кольцевой дороге. Лучше ехать в июле и августе, когда стоит самая тёплая погода, везде зелень, а в начале июля ещё цветут люпиновые поля — пейзажи незабываемые. Все горные дороги уже открыты, природные достопримечательности можно оценить во всей красе. Стоит учитывать, что в это время сюда приезжает и наибольшее количество туристов — это означает не только большое количество людей, но и дорожающие отели, авиаперелёты и аренду автомобилей.

Если вы хотите больше свободы, то стоит взять машину. Путешествовать по Исландии на автомобиле — одно удовольствие: дороги отличные, везде есть указатели. Правда, встречаются продолжительные участки, где нет заправок или других удобств, поэтому нужно заранее обо всём позаботиться. Основные достопримечательности можно посмотреть и на экскурсионных автобусах, которые ходят из Рейкьявика, — если вы не хотите брать машину, то этот вариант для вас. 

Тем временем я планирую выучить исландский и получить гражданство. Исландский язык не нужен мне в моей ежедневной работе, но если хочешь строить карьеру дальше, то нужно говорить на языке страны, в которой живёшь. По местному законодательству, я уже могу подавать документы на паспорт, но для этого мне ещё не хватает знания языка — надо сдать экзамен. Даже если в будущем мы переедем в другую страну, думаю, Исландия всегда будет для меня вторым домом — так сильно я к ней привязалась.

фотографии: ATGimages – stock.adobe.com

 

 

Рассказать друзьям
32 комментарияпожаловаться