Views Comments Previous Next Search

ЖизньИ снова здравствуйте: Феминистские тексты столетней давности

Публикуем фрагменты зина «Март 1917–2017»

И снова здравствуйте: Феминистские тексты столетней давности — Жизнь на Wonderzine

 

В этом году исполняется сто лет Октябрьской революции — одному из главных событий российской истории. Она является и важной вехой в борьбе за права женщин: в 1917 году женщины получили право голоса и возможность участвовать в выборах в Учредительное собрание, а в 1918 году была принята Конституция РСФСР, которая закрепила юридическое равноправие мужчин и женщин. 

Спустя сто лет группа российских феминисток — Екатерина Кочергина, Оксана Васякина, Анна Нижник, Оксана Киташова, Настасья Сом, Екатерина Бахренькова, Марина Винник, Саша Лаврова, Жанна Долгова, Ульяна Быченкова — решила обсудить, как изменилось положение российских женщин за сто лет. По мотивам самиздат-семинара, проходившего в Москве в марте, был сделан зин «Март 1917–2017». В него вошли тексты женщин-революционерок, созданные в начале двадцатого века, и комментарии современных феминисток к ним — а также новые произведения, созданные на основе классических текстов. Спустя сто лет становится понятно, что современным феминисткам по-прежнему есть, за что бороться — а российские женщины сталкиваются с теми же проблемами, что и в начале прошлого века. Мы приводим отрывки некоторых документов, вошедших в журнал, а получить зин и прочитать комментарии современных феминисток к ним можно будет в московском филиале фонда Розы Люксембург.

 

«Несколько слов о феминизме»

АННА КАЛЬМАНОВИЧ, 1907

 

 

Сознательно или по незнакомству с предметом противники и противницы женского освободительного движения рисуют его как борьбу, направленную против мужчин, главным образом представляют себе под женским движением нечто вроде вооружённого восстания, войну амазонок. А сторонниц движения, имеющих мужество громко заявлять, что свобода женщины, как и всех граждан, всегда своевременна, что нельзя выдвигать права одной какой-нибудь части населения в ущерб другой, эти противники объявляют «чистыми феминистками», думая, что этим они что-нибудь уяснили.

Пора, наконец, понять, что женское движение направлено не на борьбу с мужчинами, а на организацию женщин, на мобилизацию целой половины инертного населения для борьбы с предрассудками, всё равно, кто бы ни являлся их носителями, мужчина или женщина; на борьбу с однобоким мужским строем общества, справедливо полагая, что время париев, время работающих безгласных существ прошло и что всякий взрослый разумный человек, трудящийся на общую пользу, имеет право на участие в делах общества и государства.

Этого добиваются женщины, как в интересах их самих, так и в интересах своих сыновей и братьев, за жизнь и счастье которых они считают своей обязанностью так же бороться, как и лучшие из мужчин. И не конечную цель свою в равноправии видит женское движение. Оно ему нужно как средство проводить правду и справедливость в человеческие отношения.

Те из противников, которые не боятся женского завоевания, решают вопрос ещё проще. Они ссылаются на природные обязанности женщины, забывая, что обязанности уже сами собой обусловливают и права. «Как справятся со своими общественными обязанностями женщины рожающие, кормящие, больные и т. п.?» Удивительно, как озабочены противники женского равноправия тем, что женщины не могут воспользоваться своими правами!

 

 

«Как женщины должны бороться с проституцией»

МАРИЯ ПОКРОВСКАЯ, 1908

 

 

Вопрос о борьбе за равноправие женщин тесно связан с вопросом о борьбе с проституцией. Уменьшение проституции есть шаг вперед по пути равноправия, уменьшение бесправия женщин уменьшает и проституцию…

… при борьбе с проституцией приходится решать не только экономические вопросы, но и вопросы пола… Решение же экономических вопросов имеет тут хотя и важное, но второстепенное значение…

Благодаря господству одного пола над другим в современных обществах существует неодинаковый взгляд на удовлетворение половой потребности мужчин и женщин. Удовлетворение полового инстинкта первых признаётся настолько необходимым, что им предоставляется право удовлетворять его как пришлось. К женщинам же предъявляется требование, чтобы они удовлетворяли свой инстинкт только в браке. В соответствии с таким взглядом на половую нравственность и ведётся воспитание обоих полов…

Чрезмерно развитый и необуздываемый половой инстинкт побуждает мужчин постоянно совершать физиолого-нравственное преступление, не наказуемое законом, — удовлетворение половой потребности при помощи проституции, и физиолого-нравственное преступление, наказуемое законом, — изнасилование женщин, девушек и даже девочек…

Воспитание и общественное мнение обуздали половой инстинкт у женщин. Те же способы следует применить и для обуздания полового инстинкта у мужчин. Главную роль должны играть тут женщины… Одинаковая половая нравственность для мужчин и женщин — вот что должны требовать женщины, желающие уничтожения проституции…

Одной из самых важных задач матерей является воспитание в детях благородных черт характера. Они должны внушить своему сыну, что нет оправдания тому человеку, который относится к другому человеку как животное, без всякого уважения к его человеческому достоинству, что подобное отношение является надругательством над человеком…

Воспитание
и общественное мнение обуздали половой инстинкт
у женщин

Если дома мать может воспитывать в ребёнке благородство, если она может выбирать лучшую школу для своего сына, что может сделать она для него в житейском омуте?.. Но из этого вовсе не выходит, что женщины должны сложить руки и без борьбы покориться всему тому, что встречается им в жизни. Напротив, они должны сплотиться для энергичной борьбы с теми условиями жизни, которые пробуждают в юноше зверя. То, чего не в силах изменить единичные личности, уничтожат массы…

Вопрос о борьбе с порнографией и зрелищами является вопросом законодательным по преимуществу… Но для действительной борьбы с порнографией женщинам нужны законодательные права…

Авторы, занимавшиеся исследованием причин, толкающих женщин к проституции, указывают бедность, невежество и дурное воспитание молодых девушек. Нельзя отрицать, что эти причины часто побуждают их отдаваться проституции. Потому необходимо озаботиться широкой постановкой женского образования, улучшением воспитания женской молодёжи и её экономического положения…

В 1889 году в России была проведена перепись поднадзорных проституток… из них 45 процентов прежде были прислугой. Огромный процент проституток из числа бывшей прислуги мы находим и за границей.

Подобного рода данные показывают, как ненормально положение нашей домашней прислуги. В ней так же, как и в проститутках, отражается ярко женское бесправие. Что такое наша личная прислуга? Это рабыня, над которой всячески издевается каждый желающий. Её рабочий день совершенно предоставлен произволу хозяев…

 

 

«Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя»

СЕРАФИМА ИСПОЛАТОВА, (В СОКРАЩЕНИИ), 1908

 

 

Самосознание — это отделение своего истинного, природного «я» от искусственного, законами и традициями навязанного «я»; поэтому первый шаг к самосознанию заключается в возможном освобождении нашей мысли от влияния авторитетов, догматов, традиций, предрассудков, общественного мнения и т. д.

Тот, кто берёт на себя обязательство быть верным какой-нибудь идее или программе, авторитету или догме, тот тем самым обязуется самостоятельно не мыслить, тот не стремится дойти до самосознания, к которому ведёт только мысль, независимая от всего этого окружающего гнета.

Сознаёт ли женщина самоё себя? На этот вопрос пока нужно ответить отрицательно. Мужские законы и вытекающий из них всех общественный строй наложили на неё целую сеть запрещений. От пелёнок до могилы она беспрерывно находится в среде, враждебной её стремлению к самостоятельности. Ей с детства внушают веру в превосходство мальчика над девочкой, мужчины над женщиной; она слышит, что мужественность — это достоинство, женственность же — это что-то неопределённое, слабое, ограниченное, узкое.

Вследствие направляющего влияния мужских законов до сих пор только один мужчина определял свойства как своего, так и женского характера. Неудивительно, что при таком одностороннем определении все достоинства оказались на стороне мужчин. Даже преобладание физической силы ставится ему в заслугу.

Естественно, что при таком положении вещей значение многих слов, как, например, «ум», «логика», определялось с чисто мужской точки зрения: мужской ум, мужская логика — понятия положительные, слова «женский ум», «женская логика» употребляются разве только в насмешку. Во всей истории, вплоть до наших дней, под словами «человек», «человеческие права» понимается мужчина, мужские права, а слово «всеобщее» относится только к мужчинам; зато слово «падшая» относится исключительно только к женщине. Падших мужчин не бывает.

 

 

«Ревность, её причины и возможное средство против неё»

ЭММА ГОЛЬДМАН, 1912

 

 

В прошлом, когда мужчины и женщины свободно соединялись между собой без вмешательства закона и морали, не могло быть ревности, потому что она основывается на предположении, что определённый мужчина обладает сексуальной монополией на определённую женщину и наоборот. В тот момент, когда кто-то пытается нарушить это священное установление, ревность поднимает голову. В этих обстоятельствах просто смешно говорить о том, что ревность абсолютно естественна. На самом деле это искусственный результат искусственной причины и ничего более.

Мужчину или женщину, которые в достаточной степени свободны и великодушны, чтобы не вмешиваться в жизнь другого или поднимать шум по поводу других привязанностей тех, кого они любят, скорее всего, будут ненавидимы своими консервативными и высмеяны своими радикальными друзьями. Их объявят либо дегенератами, либо трусами, и зачастую их поведению припишут ещё и мелочные материальные мотивы. В любом случае эти мужчины и женщины будут мишенью для непристойных слухов и грязных шуток просто на основании того, что они признают за своей женой, мужем или любовником право на собственное тело и эмоциональное выражение без того, чтобы закатывать сцены ревности или делать дикие угрозы убить нарушителя.

В ревности есть и другие факторы: самомнение мужчины и зависть женщины. В сексуальных вопросах мужчина хвастун, обманщик, который всегда хвастается своими победами и успехом у женщин. Он настаивает на том, что играет роль захватчика, поскольку ему сказали, что женщины хотят быть завоёванными, что им нравится, когда их соблазняют. Чувствуя себя единственным петухом в курятнике или быком, который должен пустить в ход рога, чтобы завоевать корову, он чувствует себя смертельно уязвлённым в своём самомнении и высокомерии в тот момент, когда на сцене появляется противник — сценой же в данном случае, даже для так называемых утончённых мужчин, является сексуальная привязанность женщины, которая должна иметь только одного хозяина.

Мужчина настаивает на том, что играет роль захватчика, поскольку ему сказали, что женщины хотят быть завоёванными

Другими словами, угроза сексуальной монополии мужчины и его распалённое тщеславие в девяноста девяти процентах случаев являются причиной ревности. В случае женщины экономический страх за себя и своих детей, а также мелкая зависть по отношению к любой другой женщине, которая удостаивается внимания в глазах её содержателя, неизменно вызывает ревность. Нужно отдать должное женщине, на протяжении прошедших веков физическая привлекательность была её единственным активом, поэтому она должна завидовать красоте и ценности других женщин, поскольку они угрожают её контролю над ценной собственностью.

Гротескный аспект этого заключается в том, что мужчины и женщины часто становятся агрессивно ревнивы по поводу тех, на кого им на самом деле наплевать. Поэтому это не их разозлённая любовь, но их разозлённая глупость и зависть вопиют против этой «ужасной несправедливости». Скорее всего, женщина никогда и не любила того, кого она подозревает и за кем шпионит. Скорее всего, она никогда и не прилагала усилий, чтобы удержать его любовь. Но в тот момент, когда появляется конкурентка, она начинает ценить свою сексуальную собственность, для защиты которой никакие средства не являются неприглядными или слишком жестокими.

Поэтому очевидно, что ревность не есть следствие любви. На самом деле, если бы было реально изучить большинство случаев ревности, возможно, выяснилось бы, что чем меньше люди вдохновляются великой любовью, тем агрессивнее и отвратительнее их ревность. Два человека, связанные внутренней гармонией и единством, не боятся разрушить взаимное доверие и безопасность, если один из них имеет увлечения на стороне. Их отношения не закончатся ужасной враждебностью, как это часто случается с людьми.

 

 

«Идеалы будущего»

ОЛЬГА ШАПИР, 1908

 

 

Пора нам перестать стыдиться самих себя. Это было понятно пока борьба велась за случайные частичные уступки от не поколебленных ещё мужских монополий, но этому не должно быть места в вопросе личных прав, даруемых самым именем человека. Пора перестать доказывать, что та может быть совершенно такой же, как он, нет! Прежде всего, она должна быть сама собой и должна приложить все силы к тому, чтобы развивать собственные индивидуальные возможности. И тогда-то слиянием двух различающихся психик в дружном строительстве жизни впервые создаётся то общее, что должно быть нашим идеалом. Не подчинять или преклоняться, а дополнять и умерять одна другую в творческом синтезе двух сил. 

Об этом рано даже мечтать, но надо уже теперь понять и хотеть этого. 

Итак, перед современной женщиной в её великой борьбе намечается двойственная цель. Нужно всё напряжение воли, ума и труда, для того чтобы двигаться по пути частичных реальных завоеваний, но ещё больше сознательных усилий требует работа над духовным раскрепощением. Нужны интимные победы над препонами внутренними, для того чтобы совершалось высвобождение душевных сил женщины из той связанности специальными целями физической природы, которая, восторжествовав некогда, создала почву для исторического порабощения половины человечества. Предстоит сводить долгий и сложный счёт с жестокой работой веков! Но не отрицать её, нет! Напротив, полностью осознать и искать пути для иного, независимого самоопределения. И для таких же свободных и трезвых оценок. 

Надо верить в то, что женщина достаточно созрела, чтобы сознательно и неотступно стремиться к нарушенному равновесию своих сил. Только в этом залог полной победы. 

 

 

Обложка: Wikimedia Commons

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.