Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньВместе не страшно:
Как сделать городские улицы безопасней
для женщин

Инициативы, которые защищают женщин в общественных пространствах

Вместе не страшно:
Как сделать городские улицы безопасней
для женщин — Жизнь на Wonderzine

Текст: Ирина Летягина

Ночь в городских тропиках Рио-де-Жанейро. С наступлением темноты этот город перестаёт быть дружелюбным к жителям. По улицам действительно страшно ходить. Особенно если ты женщина. Особенно если ты одна. Мужчинам это ощутить практически невозможно. Когда слышишь свист в спину. Когда холодок пробегает по спине и хочется спастись бегством. Когда просто невероятно страшно возвращаться домой после захода солнца. Когда тебе говорят: «Будь осторожна!» — а тебе не хочется жить в таком мире, где нужно бояться просто потому, что ты родилась в женском теле и кто-то считает тебя слабым полом. 

 

В тот вечер я загулялась дотемна и зашла не на ту улицу. Кто-то что-то кричал мне в спину, но познания в португальском не позволяли понять, что именно. По интонации было ясно, что не в театр зовут. Но тут показалась пара молодых ребят. Девушка подошла ко мне сама, рассказала, где в Рио лучше не ходить одной, отвезла меня на метро, потом вместе со мной вышла на моей остановке, подождала, пока я поймаю такси, и попросила, чтобы я отписалась ей в фейсбуке, что я доехала до дома. Она же мне и рассказала про бразильское социальное женское движение «Vamos juntas?» («Пойдём вместе?»). Оно сейчас очень популярно в больших городах Бразилии вроде Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Его создательница, молодая бразильская журналистка, часто возвращалась домой затемно после занятий. Она неоднократно замечала, что некоторые женщины едут тем же маршрутом, что и она, но при этом всё равно передвигаются поодиночке. Она создала страничку в фейсбуке, предложив простую схему помощи: если вечером женщина возвращается домой одна и видит другую женщину, они просто идут вместе, общаются и таким образом защищают друг друга. Нападения на двух женщин крайне редки, и даже если нет конкретной угрозы нападения, когда женщины идут вместе, они не испытывают страха, чувствуют себя комфортнее. За два дня страничка набрала 10 тысяч лайков. Девушки стали делиться историями из жизни, когда они боялись выходить на улицу, опасаясь нападения, или подвергались насилию со стороны мужчин.  

Сейчас у странички «Vamos juntas?» в фейсбуке больше 300 тысяч лайков, у проекта есть действующий сайт, а скоро будет и приложение, которое собирает данные о плохо освещенных улицах и зонах, где женщины подвергались нападениям. Его создательница издала книгу о движении и распространяет идею объединения женщин, основанного на простой человеческой взаимовыручке. Перестав надеяться на государство, люди начинают верить в себя и действовать самостоятельно, осознавая, что в таком случае решение проблемы придёт быстрее и будет эффективнее.

  

 

Даже если нет конкретной угрозы нападения, когда женщины идут вместе,
они не испытывают страха, чувствуют
себя комфортнее

 

Мне было интересно узнать, что делается для того, чтобы женщинам стало безопаснее появляться на улицах. В США и большинстве европейских стран существуют специальные организации защиты женских прав, а также подразделения международных организаций, занимающихся защитой прав женщин. Некоторые из них, как, например, «Женщины в городах», занимаются непосредственно вопросами безопасности женщин в общественных пространствах. Одна из нашумевших европейских инициатив, направленных на защиту женщин на улицах, — специальные парковки для женщин, которые есть в Германии, Австрии и Швейцарии. Они лучше освещены и расположены ближе к оживлённым улицам. Эту инициативу подхватили Китай и Южная Корея в надежде сделать города более дружелюбными для женщин.

Но в основном проекты по защите женщин на улицах и в публичных местах сконцентрированы в развивающихся странах. При ООН существует структура «ООН Женщины», которая занимается, в частности, вопросами защиты женщин на улицах. Программа создания безопасной среды для женщин работает в Кито (Эквадор), Каире (Египет), Нью-Дели (Индия), Кигали (Руанда), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея). «ООН Женщины» работают с мэрами городов, женскими сообществами и организациями, школами, бизнесом. Они занимаются просветительской деятельностью, лоббируют криминализацию половой дискриминации и ужесточение наказаний за сексуальное насилие, спонсируют женские инициативы. В основном отчёты о деятельности «ООН Женщины» представляют собой исследования причин дискриминации, материалы семинаров с обсуждением проблемы, статистику и генеральные выводы.

Но решение проблемы без «выхода в народ» невозможно. Один из проектов, работающих в этом направлении, есть в Каире — «Harassmap». Одна из его сооснователей работала в местной некоммерческой организации. Она была поражена харассментом, с которым ежедневно сталкиваются женщины в Египте, и пришла к выводу, что общество считает дискриминацию женщин чем-то, что само собой разумеется. Она вместе с друзьями и первыми волонтёрами начала кампанию против дискриминации женщин: ребята разговаривали с местными жителями о неприятии насилия, общались с женщинами, создали страничку в соцсети.

  

 

В 2008 году на проект обратил внимание Центр прав женщин в Египте. После успешных антидискриминационных кампаний организации стали давить на правительство, чтобы те ужесточили законодательство, защищающее права женщин. Вместе с «ООН Женщины» проект «Harassmap» в Каире пролоббировал изменения в постановлениях местных властей, усиливающие меры защиты от сексуальных домогательств в общественных местах.

«Harassmap» сейчас борется с насилием над женщинами в целом и занимается вопросами безопасности публичных пространств. Активисты работают над тем, чтобы правонарушители перестали чувствовать себя безнаказанно, чтобы в обществе сексуальные домогательства считались неприемлемыми, чтобы толерантное отношение к насильникам сменилось на резко отрицательное. У них есть два конкретных направления деятельности: образовательная работа с местными жителями и увеличение количества «глаз улиц».

«Глаза улиц» («eyes on the street») — термин, пришедший из урбанистики. Международная организация Crime Prevention Through Environmental Design создаёт такой дизайн городских пространств, который сам по себе снижает вероятность совершения преступлений. Когда улицы, тротуары и парки просматриваются из окон и балконов домов, а на улицах достаточно фонарей и мест для сидения, потенциальные правонарушители понимают, что у их действий будет очень много свидетелей — в результате уровень преступности сильно падает, а пешеходы чувствуют себя безопаснее. Жители также могут увеличить количество «глаз» на улицах, устраивая различные активности в публичных местах: совместные ужины, субботники, вечерние игры, за которыми люди могут наблюдать из окон. Каирские активисты требуют устанавливать дополнительные фонари на улицах, а также разговаривают с таксистами, владельцами ресторанов, магазинов и мелких лавочек на улицах Каира, чтобы они тоже стали «глазами улиц» и при общении с покупателями и клиентами показывали, что резко отрицательно относятся к дискриминации, а также своевременно заявляли в полицию, если стали свидетелями насилия.

  

 

 

 

Активисты «Harassmap» заявляют, что благодаря деятельности их организации вопросы дискриминации и гендерного насилия из разряда табуированных перешли в разряд обсуждаемых на уровне государства. Но надежды они всё же возлагают не на полицию и политиков, а на простых людей. Поэтому активисты пишут статьи о насилии, общаются с местными жителями, проводят уроки в школах. Также они работают над интерактивной картой дискриминации. Женщины могут анонимно рассказать о том, как столкнулись с дискриминацией, и отметить, где это произошло. Посетители сайта могут посмотреть, какие инциденты происходили в городе, и прочитать заявления женщин. Сведения передаются полицейским, которые могут усилить наблюдение в конкретных районах, а активисты могут оценить, какие улицы требуют более пристального внимания. Аналогичные проекты существуют в Бангладеш, Непале и на Филиппинах.

Одна из других мер защиты женщин в публичных пространствах — создание мест, свободных от мужчин. В своё время в индийских городах, в частности в Мумбае и Дели, были запущены женские поезда, женские вагоны и женские такси. В Индии поезда и такси стали пользоваться большой популярностью, поскольку в принципе предоставили возможность женщине относительно безопасно передвигаться по городу. Кроме того, в обществе постепенно стали меняться взгляды на права женщин: до таких поездов и такси предполагалось, что женщины просто не должны куда-то ехать, если это опасно. Такие же поезда и службы такси существуют в арабском мире, в Японии, Малайзии, Индонезии, Бразилии, Мексике. В России раздельные купе в поездах дальнего следования не получили популярности. Сам по себе такой способ далеко неидеален, поскольку не решает проблему и не меняет отношение к ней: харассмент и домогательства остаются нормой, а ответственность за насилие по-прежнему возлагается не на насильника, а на жертву.

Проблема изнасилований в Индии стоит очень серьёзно. По статистике за 2013 год, ежедневно в стране происходило 92 изнасилования. В 2012 году в государстве проходили многотысячные митинги, требовавшие обеспечения безопасности женщин. Причиной стало групповое изнасилование двадцатитрёхлетней девушки, которая позднее скончалась от полученных травм. В результате митингов индийское правительство пошло на системные изменения законодательства, ужесточив ответственность за сексуальные домогательства, поместив вуайеризм и сталкинг в разряд уголовных преступлений и уточнив юридическое понятие согласия — отсутствие сопротивления не означает согласие на секс. В некоторых городах были созданы специальные составы в судах, которые рассматривают дела об изнасилованиях в ускоренном порядке. В ряде городов запущены горячие линии для жертв насилия.

  

 

Но улицы больших городов Индии по-прежнему небезопасны. Изнасилования часто совершаются, когда женщины выходят в общественные туалеты, которые закрываются после захода солнца, кроме того, туалеты некомфортны, в них страшно находиться. Во время моего путешествия по Индии, как и большинство местных женщин, я чувствовала себя относительно безопасно только в супермаркетах и метро. Инфраструктура городов Индии требует существенных улучшений.    

В сфере урбанизма в Индии есть небольшой, но результативный проект «Let’s Colour», который шесть лет назад в Индии и других странах запустил производитель красок. Компания вместе с местными жителями красит дома целыми районами, делая пространство более уютным и чистым. Как покраска стен домов влияет на безопасность на улицах? В криминологии есть теория разбитых окон: согласно ей, причина криминогенной обстановки — в попустительстве и спокойном отношении к небольшим нарушениям порядка. Если мы не обращаем внимания на замусоренные улицы, драки, безбилетный проезд в транспорте и разбитые фонари, мы сами обрекаем себя на существование в более криминогенном обществе. Люди становятся менее чувствительны к нарушениям закона и порядка в принципе, нормы закона в сознании из-за безнаказанности начинают размываться. «Let’s Colour» действуют в соответствии с выводами этой теории: облагораживают дворы и районы, вывозят мусор с улиц и красят обшарпанные стены домов в красивые яркие цвета.

Также после громкого инцидента в Индии в стране активизировались частные инициативы. Индийские разработчики создали приложение для смартфонов VithU. В случае экстренной ситуации достаточно дважды нажать на иконку приложения, и смартфон позвонит по указанным при регистрации телефонам друзей или членов семьи и отправит им текущую локацию владельца смартфона. В России был запущен сбор средств на похожий проект Nimb — кольцо со встроенной тревожной кнопкой, которое синхронизируется со смартфоном. Меры этого и других подобных проектов направлены на минимизацию последствий нападения.

  

 

Если мы не обращаем внимания
на замусоренные улицы и разбитые фонари, мы сами обрекаем себя на существование
в более криминогенном обществе

 

В России общественные пространства также по-прежнему небезопасны для женщин. По официальной статистике МВД, за 2016 год с января по май на территории России зарегистрировано 1683 изнасилования и покушения на изнасилование — и это только официальные данные, не учитывающие, сколько женщин не обращаются в полицию после нападений. Жители городов России тоже объединяются, чтобы помогать друг другу. В Москве с 2013 года существует проект «Брат за сестру», цель которого — обеспечить безопасность женщин в тёмное время суток. Девушки могут написать координаторам проекта с просьбой встретить их ночью у метро или электрички и проводить до дома, а те связывают их с волонтёрами. Волонтёры-мужчины предварительно проверяются координаторами. Позднее девушка может обращаться к волонтёру напрямую. Аналогичные проекты есть в Волгограде, Краснодаре, Екатеринбурге и некоторых других городах.

Ещё один проект, занимавшийся обеспечением проблемы безопасности женщин на улицах, действовал в Петрозаводске и трёх других городах разных стран при поддержке ООН и уже упомянутой организации «Женщины в городах». Проект был завершён в 2011 году.

Проблема безопасности женщин в России по-прежнему не обсуждается достаточно активно. Но это не значит, что её нет — проект #ЯНеБоюсьСказать показал, насколько она велика. Стоит ли российским женщинам ждать изменений в инфраструктуре городов или лучше самим создавать условия собственной безопасности? Достаточно ли мы сильны, чтобы не бояться и действовать? Готовы ли преодолеть сомнения и смущение, чтобы подойти на улице к другой женщине и сказать: «Пойдём вместе», — вместо того, чтобы озираться по сторонам и ускорять шаги? Хочется, чтобы эти вопросы поскорее перешли в разряд риторических.

Фотографии: 1, 2, 3 via Flickr, HBpictures — stock.adobe.com

 

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться