Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньНеестественный отбор: Почему «уродливые» овощи и фрукты не попадают на прилавки

Магазины тоже не поддерживают разнообразие форм

Неестественный отбор: Почему «уродливые» овощи и фрукты не попадают на прилавки — Жизнь на Wonderzine

Текст: Карина Сембе

Морковь с раздвоенным кончиком, приплюснутое яблоко, изогнутый лук-порей, картофель, напоминающий матрёшку, — этим ребятам не повезло вырасти каноническими красавцами, и хотя они не менее вкусны и полезны, чем их собратья «правильной» формы, почему-то куда чаще встречаются на забавных картинках, чем на рынке или в супермаркетах.

Так называемые косметические несовершенства — привычное явление в сельском хозяйстве: огромное количество продукции отправляется с грядки прямиком в отходы просто потому, что не соответствует стандартным представлениям потребителей об овощной красоте. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, около 40 % урожая фруктов и овощей по всему миру идут в отходы, и, как правило, это связано не с пригодностью или вкусовыми качествами продукции, а с её эстетическими дефектами.

 

До недавнего времени фермеры отдавали «уродливые» овощи на благотворительность, а о том, чтобы выгодно их продавать, не было и речи: это не встречало отклика среди реализаторов, ведь они привыкли думать, что конечный покупатель (то есть мы с вами) не желает видеть на своём столе неидеальные плоды. Люди вообще очень чувствительны ко всему нестандартному и отличному от них самих — в первую очередь на вид. На улицах мы отводим взгляд от людей с физическими увечьями — что и говорить о вездесущем бытовом расизме или бодишейминге.

И если облик других людей контролировать нельзя, а «можно» разве что не замечать их, относиться к ним с пренебрежением, жалостью или злостью, то жёсткая селекция приятных глазу овощей и фруктов точно в наших силах, а значит, пусть всё, что попадает на наш стол, будет без сучка без задоринки. Конечно, мы имеем полное право переносить наши неврозы и предубеждения по поводу внешности, усугублённые агрессивным маркетингом, на ни в чём не повинные овощи. Но есть весомые причины прекратить это делать.

Одним из первых обратил на них внимание британский активист Тристрам Стюарт. В 2009 году он написал книгу «Waste: Uncovering the Global Food Scandal» о кознях машины потребления в отношении продуктов питания, в которой упомянул и вопиющую дискриминацию «уродливых» плодов. Радикальный фриган Стюарт закупкам в супермаркетах предпочитает сбор продуктов, списанных в отходы, в тех же магазинах, на рынке и даже в мусорных баках. Идеолог акции «Feeding the 5000», бесплатного пира для бездомных из «неугодных» потребителям продуктов, — носитель довольно радикальных убеждений: скажем, его мнение о том, что срок годности продуктов питания — всего лишь условность, мы разделить не готовы. Тем не менее Стюарт довольно ясно донёс до реализаторов и потребителей тот факт, что нестандартные овощи и фрукты можно и нужно употреблять в пищу.

 

С недавних пор люди начали покупать съедобных «уродцев», осознавая, что при этом делают доброе дело — минимизируют отходы реализации

 

 

Отчасти благодаря общественным инициативам Стюарта на прилавках многих британских супермаркетов появились овощи и фрукты нетипичной формы: слегка битые градом яблоки, кривоватые сливы и причудливые с виду баклажаны. Шазия Эджаз из Британского консорциума розничной торговли видит в этом сдвиге исключительную важность. «Приоритет в том, чтоб получить из урожая максимум, — сообщает Эджаз. — Это может быть не только продажа лучшей его части в упаковках или на развес, но также поиск альтернативных способов использования овощей и фруктов, которые не дотянули до стандартов, например продажа готовой еды — гарниров и супов, — а это становится всё более популярно». Как отмечает представитель британского супермаркета Waitrose Джесс Хьюгс, с недавних пор люди с готовностью скупают съедобных «уродцев», осознавая, что при этом делают доброе дело — минимизируют отходы реализации.

В России тоже развивается здоровый подход к потреблению. Например фермерский кооператив «ЛавкаЛавка» покупает у фермеров все пригодные овощи и фрукты, в том числе условный неформат. По словам основателя кооператива Бориса Акимова, для них нет никакой принципиальной разницы между «правильными» овощами и их причудливыми сородичами, а покупатели в их магазинах вовсе не стремятся купить самые отборные с виду плоды. Так что, пока сотрудники сетевых супермаркетов раскладывают по лоткам с виду безупречные и до блеска отполированные яблоки, клиенты эколавок остаются равнодушными к подобному золотому стандарту, а кому-то из них странные разномастные овощи, пусть и не всегда удобные в чистке, и вовсе кажутся «более органическими» и вполне красивыми.

 

 

В 2013 году крупная французская сеть супермаркетов Intermarché запустила кампанию «Бесславные фрукты и овощи» как раз для того, чтобы покупатели наглядно убедились не только в абсолютной пригодности, но и в особенной привлекательности условно неформатной продукции. Intermarché не просто решили продавать её со скидкой 30 %, но также взялись просвещать покупателей с помощью красочных постеров. По словам фотографа кампании Патрис де Вилье, в её съемке изогнутых баклажанов, причудливых лимонов и груш, далёких от канона, главной целью было выбрать правильный угол съёмки, под которым видно, насколько эти странные овощи и фрукты милы, уникальны и «достойны любви». Сначала условно уродливые плоды не очень хорошо продавались, но затем на прилавках сети появились супы и соки, изготовленные из них, и продажи стремительно пошли в гору. Вскоре «Ашан» и другие крупные сети тоже запустили подобные инициативы. Примечательно, что после такого бума Европейский союз объявил 2014 год Годом борьбы против пищевых отходов.

Не только активисты и стартаперы, но и повара выступают против эстетической диктатуры на прилавках. Шеф-повар Массимо Боттура из знаменитого ресторана «Osteria Francescana», обладателя трёх звезд Мишлен, в прошлом году организовал проект «Food for Soul» в рамках Всемирной выставки ЭКСПО в Милане. Проект, очевидно вдохновлённый инициативами Тристрама Стюарта, состоял в том, что самые именитые повара планеты готовили для малоимущих блюда гастрономической кухни из неидеальных, но вполне пригодных к употреблению продуктов, которые в ином случае отправились бы в отходы.

 

Мы признаём бракованными от 30 до 40 % продуктов по всему миру просто потому, что они „не идеальны“, в то время как 800 миллионов людей голодают

 

 

Активисты меняют общественное восприятие нестандартных овощей не только в Европе, но и в США, причём вполне политическими средствами. Кампания «Ugly Fruit and Veg», основанная экспертом по твёрдым бытовым отходам Джорданом Фигейредо из Калифорнии, не только обрела популярность в инстаграме и твиттере, но и собрала более 111 тысяч подписей в онлайн-петиции, призывающей американских гигантов розничной торговли вроде Whole Foods и Walmart быть разумнее в определении того, что является пищевыми отходами. «Мы признаём бракованными от 30 до 40 % продуктов по всему миру просто потому, что они „не идеальны“, в то время как 800 миллионов людей голодают», — возмущается Фигейредо. Whole Foods решили прислушаться к активистам: с апреля стартует их кампания по продаже «уродливых» овощей и фруктов в партнёрстве со стартапом Imperfect Produce, который занимается доставкой «несовершенной» продукции и помогает магазинам сбывать её с уценкой.

В Португалии существует похожая инициатива под названием «Fruta Feia» («Уродливые фрукты»). Её основательница Изабель Соарес скупает фрукты, не дотянувшие до канона красоты, и продаёт их людям, которых привлекает и цена пониже обычной, и участие в благородном деле по минимизации пищевых отходов. «Нормы Европейского союза основаны на ошибочном представлении, будто внешний вид отражает качество, — говорит  Соарес в интервью The New York Times. — Конечно, проще оценить внешний вид, нежели внутренние характеристики, например содержание сахара, но такой подход к определению качества ошибочен». По мнению активистки, крайне важно бороться с этой «эстетической диктатурой», которая стала одной из главных причин стремительного роста доли пищевых отходов.

 

 

Надо признать, подобные политические призывы звучат немного комично, особенно если считать их объектом оскорблённые чувства причудливо изогнутой морковки. Тем не менее суть вопроса другая. Какая разница, что баклажан похож на кеглю для боулинга, у томата целых два хвостика, а лук приплюснут с одной стороны? Просто представьте, какое вкусное рагу может получиться из этого набора, и оставьте наконец условности. Ведь проблема, судя по всему, выходит за рамки пищевых отходов и простирается в область немыслимых стандартов внешности на уровне коллективного бессознательного. Возможно, начав с принятия такой бытовой мелочи, как непривычная форма овощей, даже самые упрямые из нас постепенно усвоят, что «нестандартно» не значит «неприемлемо» и что оболочка зачастую не играет важной роли.

Фотографии: 1, 2 via Shutterstock, Intermarche

 

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться