Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньКак я переехала в Германию учиться и работать журналистом

Как я переехала в Германию учиться и работать журналистом — Жизнь на Wonderzine

Дарья Сухарчук о жизни в Гамбурге и Берлине

Текст: Дарья Сухарчук

Мой переезд в Европу связан в первую очередь с профессией: я ехала сюда, чтобы стать журналистом. Перебраться в Германию я не стремилась, но сейчас понимаю, что именно она подходит мне больше всего: мне нравится её богатая культурная жизнь и что в любой конец Европы можно долететь за пару часов.

Учёба за границей:
из Шанхая в Гамбург

До Германии я успела пожить, помимо России, в Китае и Дании; идею поехать учиться в Европу я вынашивала около года. Летом 2012 года, когда я жила в Шанхае, я написала первые статьи о Китае и поняла, что больше всего мне бы хотелось заниматься журналистикой. Но лето в Шанхае закончилось, и я вернулась в Москву, на последний курс Института стран Азии и Африки МГУ. Весь тот год (пожалуй, самый нервный в моей жизни) я доучивалась в университете, писала диплом и искала магистратуру по нужной мне специальности в Европе. Именно тогда я поняла, что мне не хочется надолго возвращаться в Азию и продолжать учиться в МГУ. Я спала по пять часов в сутки, занималась исключительно учёбой и огрызалась на всех вокруг — мама ласково называла меня «мой дикобраз».

Просвет наступил в конце весны, когда я узнала, что меня взяли в магистерскую программу Erasmus Mundus Journalism. Первый год магистратуры должен был пройти в Дании, в Орхусском университете, а второй — в Гамбурге. Родные согласились оплатить мою учёбу (её цена сравнима со стоимостью учебы в московском вузе), так как стипендии мне не досталось; позднее я узнала что её получили меньше 20 % моих однокурсников. К счастью, оформление всех документов и даже поиск жилья в Орхусе на себя взял университет; мне надо было только отнести документы в датское посольство и пройти там короткое собеседование.

Первый год магистратуры в Орхусе я посвятила исключительно учёбе — кроме неё там всё равно нечем было заняться. Мне этот год пошёл на пользу: после нервной атмосферы моего последнего года в Москве упорядоченная до мелочей жизнь маленького скандинавского городка подействовала на меня, как лекарство. Кроме того, в Орхусе я впервые в жизни оценила преимущества одинокой жизни. Незадолго до отъезда я рассталась с молодым человеком, которого отчаянно любила и отношения с которым довели меня до нервного срыва, а теперь впервые за три года радовалась тому чувству внутреннего покоя и самодостаточности, которое даёт одиночество.

Как только учёба в Орхусе закончилась, я переехала в Гамбург. Я сделала это ещё летом, за три месяца до начала учёбы, потому что мне повезло устроиться стажёром в UIL, один из институтов ЮНЕСКО. На практике это означало красивую запись в резюме, полезный опыт работы в пресс-офисе, приятных коллег и полное отсутствие зарплаты. После Орхуса Гамбург показался мне практически мегаполисом: огромный порт, уличная толпа, говорящая на десятке языков, и бурная ночная жизнь. 

Гамбург показался мне мегаполисом: огромный порт, уличная толпа и бурная ночная жизнь 

Новые знакомства
и поиск работы

Мой переезд в Гамбург оказался несложным: я приехала туда, уже найдя работу. Кроме того, договор о стажировке и письмо от университета были необходимы мне для получения визы и временного вида на жительство в Германии. Я поселилась в уютной полуподвальной комнате в пригородном доме с запущенным садом и эксцентричным, но милым хозяином и стала активно искать новых знакомых. Преимущество Гамбурга, как и других больших городов, где много иностранцев, в том, что в них легко заводить новые знакомства через специальные сообщества в сети: надо только следить за объявлениями о вечеринках или прогулках и не стесняться заговаривать с теми, кто оказался рядом.

Мне очень помогли неформальные встречи для профессионалов, которые здесь часто устраивают через сайт MeetUp: на них все приходят специально для того, чтобы знакомиться и обмениваться опытом. Общаться с другими иностранцами для меня оказалось проще, чем с местными: все мы были чужаками в этом городе, и нам было чем поделиться. Большинство моих гамбургских знакомых так или иначе связаны с университетом, где я училась, — это молодёжь со всего мира, общающаяся между собой по-английски, и прибившиеся к нашей компании немцы — соседи и случайные знакомые.

Пообщавшись с коллегами, я окончательно осознала, что для того, чтобы получить приличную работу или заказы, мне нужно проработать много часов бесплатно и опубликовать с десяток статей. Именно тогда я поняла, почему в европейских университетах так много студенческих изданий: всем нужны портфолио и запись в резюме. Набив руку в журнале, который делали мои однокурсники, я смогла связаться с редакторами (как ни странно, в первую очередь с московскими), с которыми работаю до сих пор.

 

Аренда жилья и стереотипы
о пунктуальности

В общей сложности я прожила в Гамбурге полтора года. Забегая вперёд, с начала этого года живу в Берлине, потому что нашла здесь работу. Я стажёр в агентстве дата-журналистики: мы делаем большие расследования, изучаем такие темы, как эмиграция, цены на жильё и траты правительств на строительство. До переезда я была в Берлине несколько раз и успела обзавестись здесь знакомыми. Берлин и Гамбург очень тесно связаны между собой: из одного города в другой можно доехать за пару часов на дешёвом автобусе, и многие живут и работают на два города.

Проблемы в этих двух городах тоже во многом похожи, и самая очевидная среди них — поиск жилья. Найти квартиру или комнату действительно непросто: конкуренция огромная, цены сильно различаются, и шансов быстро найти что-то пристойное очень мало. Впрочем, они существенно растут, если искать сразу несколькими способами: на специальных сайтах (их здесь очень много), в соцсетях и через знакомых. Последнее помогает лучше всего: именно благодаря знакомым я нашла три из четырёх комнат, в которых мне довелось жить.

В отличие от упорядоченной Дании, где всё предсказуемо и по расписанию, Германия намного более хаотична. К тому же здесь вам никто не станет помогать или сообщать информацию, если вы специально не попросите об этом. Приходится менять привычки и планировать всё заранее — иногда приёма у нужного врача или чиновника надо ждать неделями. Другим неприятным открытием стало то, что информации, вывешенной в интернете, доверять не стоит. Например, записаться на приём иногда проще по телефону, чем онлайн: очень может быть, что в электронной системе места уже закончились, а у оператора — нет (а может быть и наоборот, так что опытные люди используют оба способа).

Слухи о немецкой аккуратности и пунктуальности тоже сильно преувеличены: вызванных на дом мастеров часто приходится ждать не один день, а мой вид на жительство делали два раза, так как сначала перепутали цифру в номере паспорта. Кроме того, приходится привыкать, что магазины, банки, парикмахерские и кафе закрываются около семи, а поздно вечером работают только большие супермаркеты и бары. По воскресеньям тоже почти всё закрыто — впрочем, всеобщий выходной и обычай готовить ранний ленивый обед и часами болтать с друзьями за бокалом вина или пива мне даже нравится.

В отличие от Дании, где всё предсказуемо и по расписанию, Германия намного более хаотична

В Tinder и OkCupid тут сидит каждый первый, а свидания обсуждают с коллегами

Романтика Берлина
и свидания через «Тиндер» 

К моменту переезда в Германию мне надоело быть одной и захотелось хотя бы сходить с кем-нибудь на пару свиданий. Оказалось, что здесь, как и везде, самый простой способ знакомиться — большие вечеринки и дейтинг-приложения. Знакомиться на других мероприятиях или просто в кафе не очень-то принято: по моим наблюдениям, большинство местных жителей стесняется заговаривать с незнакомцами и нарушать их личные границы. Хотя многие почему-то очень любят долго и проникновенно разглядывать друг друга издалека в вагоне метро или кафе.

Пожалуй, сложно найти более подходящий для романов город, чем Берлин: здесь живёт множество одиноких людей из разных стран. Они с удовольствием проводят время на концертах и выставках и, как выяснилось, очень любят приложения для знакомств. В Tinder и OkCupid тут сидит каждый первый, свидания обсуждают с коллегами, байками с тиндера обмениваются как анекдотами, а друзья любят играть в сваху — отобрать ваш телефон и искать для вас подходящие пары под смешки соседей по столу.

Мне очень пригодились немецкая прямолинейность и привычка всё обсуждать заранее. Я никогда не умела общаться намёками, а здесь можно просто написать новому знакомому: «Я буду рада с тобой встретиться, но ничего не обещаю. Давай выпьем вина и поболтаем, может быть, мы останемся друзьями». До сих пор это работало, и мне попадались приятные собеседники; некоторые из них стали моими хорошими приятелями. С одним симпатичным жителем Гамбурга мы даже провстречались всё лето — успели съесть тонну мороженого и расстались добрыми друзьями.

В Германии не принято часто делать красивые жесты или дарить цветы (если, конечно, девушка сама не скажет, что очень любит получать их в подарок), зато мужчины готовят обильный завтрак или ужин, если пригласили девушку в гости. Однажды я оказалась на свидании с приверженцем сексистских стереотипов — к сожалению, такие мужчины часто специально ищут встреч с девушками из Восточной Европы, так как они якобы не так самостоятельны и уверены в себе, как немки. Что, конечно, смешно: любой человек, которому хватило духу в одиночку переехать в другую страну и пройти все круги ада эмиграционной системы, должен обладать этими качествами. Но даже такие ситуации не омрачают моего настроя: я думаю включить этот эпизод в своё первое выступление в жанре стендап.

 

Русские за границей

Я не чувствую себя одной из «русских в Берлине» — несмотря на то, что в городе есть условно русские районы. Настоящей русской диаспоры в Германии нет — слишком уж она неоднородна. У меня сложилось впечатление, что большинство живущих в Германии русских не старается специально поддерживать связь и обращается друг к другу только из практической необходимости, например в поисках жилья, за психологической помощью или юридической консультацией.

Русская диаспора напоминает о себе, скорее, через многочисленные стереотипы — наследство от предыдущих поколений эмигрантов, и при встрече мы любим пожаловаться, как нам надоели шутки про водку, холод и Путина. Куда заметнее в Германии другие диаспоры, и в первую очередь турецкая, но в Берлине и Гамбурге также живёт большое сообщество выходцев из испаноязычных стран. Кроме них сюда в последнее время переехало много британцев, в первую очередь из Лондона.

Сейчас я планирую пожить в Берлине пару лет, но не загадываю надолго. Мне совсем не хочется отсюда уезжать, и я чувствую, что тут мне будет легко расти. Но если вы спросите меня, где я буду через пять лет, я не смогу дать точный ответ.

ФОТОГРАФИИ: 1, 2, 3 via Shutterstock, Daria Sukharchuk

Рассказать друзьям
26 комментариевпожаловаться