Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньГолые и серьёзные:
Мужчины об отношении
к своему телу

Продолжаем разбираться, давят ли на мужчин стандарты красоты

Голые и серьёзные: 
Мужчины об отношении 
к своему телу — Жизнь на Wonderzine

Фотографии: Сергей Иванютин

Интервью: Мария Серветник

говоря о body image, пока подразумевают в основном женскую телесность, хотя жить в окружении отретушированных до неестественности изображений и стереотипов о женственности и мужественности непросто всем. Продолжая разговор о том, как на мужчин давят стандарты внешнего вида, мы попросили десять разных героев раздеться перед камерой и рассказать, как они воспринимают свое тело, чувствуют ли потребность его менять, придают ли значение уходу за собой и оценивают ли себя с точки зрения «нормы» и «красоты».

Сергей Берлин

Мужественность — это решительность в глазах. С размером бицепса это никак
не связано

Я татуировщик — вижу наготу разных людей порой чаще, чем врачи или фотографы. Для меня внешность — не более чем внешняя форма сознания. Раз у нас в этом мире есть плотные тела, то за ними надо ухаживать: ходить на массаж, давать физическую нагрузку. Моя работа связана с тесным контактом с людьми, так что я слежу за своей кожей лица: наношу маски, пользуюсь кремом для век. Слежу и за ногтями на пальцах: они всегда на виду, и это первое, на что обращает внимание клиент.

Так случилось, что я очень рано начал пользовался кремом для лица и рук и никогда не сталкивался с давлением по этому поводу — разве что мама меня не понимала, но мне было всё равно. К тому же меня всегда окружали мужчины, которые следят за собой. Мужественность — это решительность в глазах, когда никто и ничто не может поменять твоё решение идти тем путём, который ты выбрал. Это поведение, то, как человек управляет пространством. С размером бицепса это никак не связано.

Мне кажется, восприятие мужской внешности в последнее время не поменялось. Кто раньше следил за собой, у того появилось много разных новых средств, и они (мы) рады. А те, кто никогда не брал в руки крем для лица, так и не начали. В России нет культуры ухода за собой среди мужчин. Я часто бываю в Европе по работе и вижу, как там мужчины ухаживают за собой — по-моему, такого в России никогда не будет.

Денис Кривцов

Сейчас как-то неприлично выглядеть так,
будто тебе плевать
на лишний вес

Отношение к мужской внешности иное, чем к женской: например, мужская нагота, как мне кажется, вызывает меньше внимания, в том числе потому, что нет табу на мужскую грудь. Я думаю о том, как я выгляжу, но не трачу на это много времени: одежду выбираю довольно быстро, никаких косметических процедур. Если и тратить своё время, то на близких и друзей, на самообразование и путешествия, и если я иду в зал, то не за «красивым телом», а чтобы привести в порядок мышцы.

В последнее время много внимания уделяется не столько стилю, сколько здоровому образу жизни. Не знаю, кого за это благодарить, компании, производящие спортивную одежду, или людей, сформировавших моду на фитнес и здоровое питание, но сейчас как-то неприлично выглядеть так, будто тебе плевать на лишний вес, одышку и кривую спину.

Я стараюсь выглядеть аккуратно, и мне некомфортно, если, например, у меня грязная обувь или брюки. Но это такие общие вещи. Я не рассматриваю одежду, причёску, стиль поведения как способ идентификации в обществе. Внешний вид не должен отвлекать, создавать ложные представления о тебе у людей. Своим внешним видом намного проще заявить о своей позиции и интересах, поэтому много людей, ухаживающих за собой и своим телом, и много людей, старающихся выделиться внешним видом, — но вряд ли у прошлых поколений было иначе.

 

Дмитрий Романов

Моё тело — это
в определённом смысле текст, история о череде сделанных выборов

Я давно избавился от ощущения неловкости по поводу того, что моё тело не соответствует античным представлениям о совершенстве. После 20 лет я перестал заниматься спортом и превратился из субтильного юноши в чуть менее обтекаемую сущность. Какое-то время переживал, но после подумал: моё тело — это единственный объект материального мира, который я вижу каждый день вне зависимости от собственных желаний, от которого крайне сложно избавиться и с которым я практически тождественен. Выходило, что моё тело лежит за пределами категорий любви и ненависти.

Тогда передо мной образовалась задача рассказать себе самому о своём физическом облике. Так вот, моё тело, как я тогда заключил, это в определённом смысле текст, история о череде сделанных выборов. Да, нарратив не выдерживал требований устоявшихся высоких форм, но, чёрт возьми, нам довелось жить в эпоху разнонаправленного движения художественных смыслов. На этом я смирился, а иногда даже горжусь тайком тем, что моя история не пытается заполнить заводские формочки, а льётся свободной Волгой.

Мне нравится термин dad bod. Речь о здоровом консенсусе в отношении к собственному телу: ты не рефлексируешь на тему лакомых углеводов, но при этом способен поднять упавший на пол предмет, не сгибая колен. Тут есть и важный социальный аспект: вольности, за которые раньше можно было получить индульгенцию только после успешного спаривания, на наших глазах становятся общим благом.

Но мне будет довольно и малого. Пусть дизайнеры одежды учтут существование людей моих пропорций, а малознакомые коллеги перестанут высекать из себя безвкусные шутки про «ряху» и «мамон». Элегантность этих слов мы, надеюсь, реставрируем в будущем.

 

Сергей Богданов

Не думаю, что есть большие отличия
в восприятии мужского и женского обнажённого тела

Думаю, внешность моя вполне средняя. Я много занимаюсь спортом, но больше игровым, потому что это интересно, а не для внешности. Хотя бывает, что хочется избавиться от лишних килограммов, и тогда я заставляю себя бегать.

Я много времени уделяю причёске — каждое утро укладываю волосы. Стараюсь более или менее стильно одеваться, хотя не думаю, что у меня очень хорошо получается. Но когда самому нравится, как одет, какую сделал причёску, даже чувствуешь себя увереннее. Вообще, я считаю, что следить за собой необходимо вне зависимости от пола. Не думаю, что есть большие отличия в восприятии мужского и женского обнажённого тела.

Я никогда не интересовался особо вопросами социального восприятия внешности — мне было важно только то, как воспринимают меня. Понятное дело, всех за спиной могут упрекать и посмеиваться, типа «вот жиробас» или «на каком рынке он только сумел этот ужас купить». Но не думаю, что сейчас общепринято и поощряется лично человеку ставить это в упрёк. Я, по крайней мере, с таким не сталкивался.

 

Дмитрий Мафееня

С антропологической точки зрения мне скорее любопытно, нежели страшно,
как меня воспримет общество

У меня любовь с этим миром, и я принимаю все формы его существования в любом виде, как и себя со всеми своими косяками. Вот, например, моему телу от природы досталось родимое пятно на плече, которое в юности ещё и оволосилось, и я испытывал ужасный дискомфорт. Но в итоге я сумел разобраться с тем, что казалось несправедливостью природы, и со страхом, что эта моя красота напугает людей на пляже. Теперь — с антропологической точки зрения, так сказать — мне скорее любопытно, нежели страшно, как воспримет меня общество.

Любому обществу нужны границы условности, чтобы, нарушая их, развиваться. Это вечная борьба общества со страхами на пороге развития. Поэтому я с моей бородой испытываю широчайший диапазон общественного восприятия: от Бармалея до Бонифация, от Льва Толстого до боевика запрещённых государств, от безразличия до безусловной любви.

К своей внешности я отношусь с любопытством: когда слежу, когда наблюдаю. По мне, внешность — видимая сторона внутренней силы. Увлажняющие кремы тут бессильны, мы выглядим так, как себя ощущаем. Так что я уделяю больше внимания не внешности, а ощущениям.

 

Иван Соломин

Внешность — это социальный сигнал, который ты посылаешь своему окружению

Я смотрю на многие вещи с точки зрения эстетики и невольно проецирую это поведение на себя. Большую часть времени меня всё в себе устраивает — я принял себя таким, какой я есть. Но иногда какая-нибудь мелочь может сразу всё испортить. Из-за одного прыщика могу весь день ощущать себя неуверенно, хотя весь остальной я тот же, что был вчера.

Красота — это чисто эстетическая характеристика. Она может быть и в разбитом лице, и в грязной одежде. А внешность — это такой социальный сигнал, который ты посылаешь своему окружению, и её восприятие сильно зависит от контекста. Например, в Корее мужчины делают пластические операции не реже, чем женщины, а в магазинах Muji нет отдельно женской или мужской косметики — просто полка «Косметика». Поэтому говорить о глобальных трендах можно, но локально всё будет иначе.

Мужская внешность и все её характеристики полностью сводятся ко внешним атрибутам. По моим ощущениям, акцент сильно смещён к внешнему его декорированию. Мужская внешность — это лицо, стрижка и всё, что надето вокруг, и никого не волнует, что у тебя под одеждой, если ты клёво одет. Я не всегда чувствую себя в Москве свободно и открыто. Когда я жил в Гонконге, то априори был чужим и не ощущал свою внешность как инструмент взаимодействия с окружающими, а в Москве очень тонко чувствую разные контексты.

 

Альберт Шарафутдинов

В культуре всё больше развивается тренд на естественность

Я спокойно отношусь к собственной внешности. Давно себя принял дрищом — хотя не так давно решил, что неплохо бы позаниматься с тренером и набрать немного мышечной массы. У меня нет цели стать героем фильмов об античности, достаточно просто подтянутой и спортивной формы.

Силовые упражнения очень дисциплинируют: планируешь свой сон, планируешь, как проведёшь выходные, начинаешь осознанно следить за питанием. Это воспитывает. Просто так на тусовку не пойдёшь, потому что на следующий день тренировка. Так что качалка — это, скорее, про дисциплину. Я начал отращивать волосы, и мне приходится долго их сушить после душа — считается ли это как время, которое я уделяю своей внешности? У меня есть пара немецких органических кремов для лица, но это потому, что у меня очень сухая кожа.

Мне нравится, что сегодня в культуре всё больше развивается тренд на натуральность и естественность, все стали поголовно принимать себя такими, какие они есть. Это несёт определённый терапевтический эффект: принятие — это первый шаг к изменениям. Я за изменения. Но про всех я говорить не могу. Один мой товарищ недавно проводил фокус-группу с мужчинами за 40, и у чуваков реально проблемы с маскулинностью и самоидентификацией. Старое уже не работает, а новое ещё социально неприемлемо, и они не знают, что делать.

 

 

Макс Любимов

В нашем обществе есть заметная нетолерантность
ко всему, что отличается от солдатской шинели

Долой ханжество! Мы все на пляже так или иначе раздеваемся, в бане мы друг другу показываем себя и не смущаемся. Со своей наготой надо найти примирение. Если человек живёт с собой в гармонии, то нет никаких причин себя стесняться.

Я не могу сказать, что я гипертщеславный и трачу всё своё время, чтобы содержать себя в идеальном состоянии, но, безусловно, я стараюсь быть адекватным своим собственным пожеланиям. Я вполне себе средний человек. Хотя кто-то бы, наверное, сказал «метросексуал», но, по-моему, это слово уже лет десять как не модно.

Динамика времени такова, что всё движется вперёд, и восприятие меня тоже, но меняется ли что-то в обществе или во мне? Думаю, это параллельные процессы. У меня в ухе две серьги, которые я ношу уже больше тридцати лет, и раньше это вызывало много, очень много разговоров, причём есть ещё какое-то мнение, что расположение серьги в правом или левом ухе что-то сообщает о владельце. Это всё, конечно, полнейшая чушь, но люди недалёкие начинают видеть какие-то сигналы, и это, в том числе, было причиной травм. Исходя из личного опыта я бы не стал советовать парням летом носить открытые сандалии с накрашенными ногтями на ногах. В нашем обществе есть заметная нетолерантность ко всему, что отличается от солдатской шинели и портупеи.

 

Коля Бицадзе

Мужчина с харизмой и парой хороших костюмов не уступит модели с идеальной внешностью

Мне кажется, для девушек привлекательность мужского тела далеко не на первом месте, если в остальном мужчина настоящий — надёжный, сильный. Девушки лучше всматриваются в суть человека. Мужчин же внешностью впечатлить проще.

Я 15 лет занимался единоборствами. Мастер спорта по дзюдо и самбо. Сейчас просто поддерживаю форму. Для внешности я умываюсь и стригу волосы на голове. Если бы я занимался спортом ради внешности, я бы ходил в тренажёрный зал с 11 лет, а не убивался на татами.

Мне не плевать на то, как я выгляжу. Мне кажется, не стоит себя распускать. Но и сильно заморачиваться своим видом мужику противопоказано. Всё должно быть в меру. Например, мужчина может брить ноги, потому что занимается плаванием, а может, потому что ему голые ноги нравятся больше, чем мохнатые. Это, по-моему, уже заморочка. Но это моё субъективное мнение.

Безусловно, восприятие мужчин изменилось за последние годы. В двухтысячных, например, идеалом были гладковыбритые мужчины с безупречной внешностью. Сейчас мужчина с харизмой и парой хороших костюмов не уступит модели с идеальной внешностью.

Тима Марсо

Я всегда хотел отрастить волосы,
но в школе это было неприемлемо

Я не особо думаю о своей внешности. Хотелось бы больше, конечно, — каждый человек хочет выглядеть лучше и здоровее, — но не хватает времени. Бывает, что я днями не смотрюсь ни в зеркало, никуда, просто потому что я занимаюсь обработкой фотографий — я и фотограф, и модель — и только сижу и смотрю в монитор.

Если я знаю, что меня будут фотографировать, могу не есть с вечера, пить меньше воды, сделать маску для лица и для волос — чтобы выглядеть свежее. Но целенаправленно и ежедневно… Это же вопрос привычки. У меня такой привычки нет.

Раньше я был полным, и чаще всего носил широкие вещи, а сейчас — хотя похудел не специально, из-за стрессовых ситуаций — стараюсь выбрать что-то более обтягивающее. Не понимаю, например, как раньше носил такие широкие джинсы.

В последнее время, мне кажется, многие стали за собой следить. Я иногда крашу ногти укрепляющим лаком, чтобы они здоровее выглядели, и раньше людей это удивляло. Ещё я всегда хотел отрастить волосы, но в школе это было неприемлемо.

 

Рассказать друзьям
52 комментарияпожаловаться