Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньЧто мы узнали из речи Моники Левински на TED

Социальная активистка выступила с речью об интернет-травле и скандале, изменившем всю ее жизнь

17 лет назад мир узнал имя Моники Левински. Стажерка в Белом доме, затем работавшая в Пентагоне, стала участницей громкого политического скандала — романа с действовавшим и женатым президентом США Биллом Клинтоном. Всеобщее осуждение Левински сделало ее почти единоличной виновницей произошедшего, а ее имя моментально стало нарицательным. Про ошибку Билла Клинтона постепенно позабыли, чему способствовала выдержанная реакция его жены Хиллари, но Моника даже много лет спустя так и не смогла избавиться от дурной славы «той самой девицы». Все эти годы она оставалась под вниманием медиа и продолжала терпеть оскорбления и издевательства со стороны незнакомых людей.

За всё это время Левински так и не смогла толком наладить ни профессиональную, ни личную жизнь из-за неизбежных ассоциаций со скандалом. Она переехала в Великобританию, где окончила Лондонскую школу экономики, специализируясь на социальной психологии. Несмотря на то что последние десять лет она старалась избегать публичных выступлений, она откровенно и с нескрываемым сожалением отвечала на вопросы о событиях, определивших ход всей ее жизни. На конференции TED «Правда или действие», проходившей с 16 по 20 марта в Ванкувере, Моника Левински была одним из спикеров, выйдя на сцену с речью об интернет-травле. Среди других лекторов были Марина Абрамович, Билл Гейтс, Аloe Blacc и многие другие специалисты в различных областях, выступившие с воодушевляющими лекциями о том, как правда и соответствующие поступки могут сделать мир вокруг лучше. Публикуем основные тезисы ее речи.

Не проходит ни дня, чтобы мне не напомнили о том, как я оступилась, и я глубоко сожалею о своей ошибке. В 1998 году меня захватил водоворот непозволительного романа, и меня вышвырнуло на берег волной политического, юридического и медийного цунами, какого до тех пор не случалось.

Этот скандал разнесло по миру с помощью цифровой революции. Впервые привычный мир новостных сводок рухнул под напором интернета. Один клик — и в одночасье из никому не известной девушки я превратилась в человека, чье имя склоняли в каждом уголке мира.

Любопытство и осуждение, которое я вызывала — не сам скандал, а я лично, — были беспрецедентными. Меня клеймили потаскушкой, шлюхой, прошмандовкой, фифой и, конечно, «той женщиной». Обо мне знали почти все на свете, но на самом деле меня очень мало кто знал. Ведь так просто забыть, что «та женщина» на самом деле многомерный человек и у нее есть душа.

В 1998 году я потеряла и свою репутацию, и свое чувство собственного достоинства. Я потеряла себя. Тогда, семнадцать лет назад, когда это случилось, для этого не было названия. Сейчас мы называем это интернет-травлей.

Тогда, в 1998 году, это не было распространенным явлением, которое происходит на каждом шагу. Когда я говорю «это», то имею в виду кражу и вынесение на всеобщее обозрение артефактов частной жизни людей, их поступков, слов или фотографий. Вынесение их на суд аудитории, которую не интересует контекст или ваше мнение, которой неведомо сочувствие.

Каждый день онлайн унижают людей, особенно молодых, которые пока не выработали привычку выдерживать и переносить нападки. Это насилие над личностью, которое делает жизнь невыносимой и ставит вопрос, как вообще жить дальше.

На протяжении почти что двух десятилетий мы незаметно сажали зёрна стыда и публичного унижения в нашу культурную почву. Сайты со сплетнями, папарацци, реалити-шоу, политика, новостные издания и хакерские атаки — всё это породило текущую ситуацию.

Сформировался рынок, где публичное унижение является товаром, а стыд — целой индустрией. Как делаются деньги? Кликами. Чем больше постыдного, тем больше кликов, больше кликов — больше рекламных долларов... Мы попали в порочный круг: чем больше мы кликаем на сплетни, тем более бесчувственными мы становимся, забываем, что за слухами стоят реальные люди.

Любой, кого унижали прилюдно и кто несет на себе печать стыда, должен помнить: это возможно пережить. Я знаю, это тяжело. Вероятно, это не пройдет для вас безболезненно, легко или быстро, но ваша жизнь только в ваших руках и вы имеете право настоять на том, чтобы прожить ее так, как вам хочется.

 Фотография: TED

 

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться