Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеДелать или казаться:
Почему люди хотят
быть хорошими

Зачем искать баланс между эгоизмом и альтруизмом

Делать или казаться: 
Почему люди хотят 
быть хорошими — Мнение на Wonderzine

Споры о том, какое поведение считать хорошим, периодически возникают и в мирное время, но особенно острыми разногласия становятся после больших трагедий — в этом можно убедиться, пролистав ленту в любой социальной сети. Не то чтобы в таких дебатах всегда рождается истина, ведь даже универсального понятия добра человечество еще не выдумало. Нина Машурова выяснила у экспертов, почему людям все-таки хочется быть хорошими, как просоциальное поведение влияет на здоровье и как оно связано со смыслом жизни. 

Интервью: Nina Mashurova, Hopes & Fears

 

Ингрид Хаас

доцент политологии, директор лаборатории политических отношений Университета Небраски-Линкольна

Чтобы понять, почему люди хотят быть хорошими, мне кажется, стоит поразмыслить над социальной мотивацией: над тем, как она функционирует и как развилась. У каждого есть набор моральных и идеологических установок, который помогает составить мнение, как должно быть устроено общество и какое поведение считать правильным или неправильным. Эти убеждения могут быть основаны на религии, но не обязательно (атеисты и агностики тоже имеют мораль). Идеология и мораль помогает людям найти смысл в мире, в котором они живут. Из этих убеждений мы черпаем представление об обществе и нашем месте в мире. Социальная психология показывает, что люди сильно мотивированы и хотят принадлежать к группе, чувствовать, что они могут внести «оценимый» вклад в ее жизнь. Так что пребывание хорошим способствует укреплению отношений и помогает найти смысл или цель в жизни. 

Если включить цинизм, людям выгодно быть хорошими, потому что существует ряд социальных наказаний для тех, кто ведет себя плохо или недостаточно дает обществу. Люди, которые нарушают моральные нормы или ожидания (например, причиняя вред другим или нечестно ведя себя с ними), могут подвергнуться остракизму со стороны своей семьи, друзей и других социальных групп. Недавние исследования в области психологии показывают, что одиночество негативно сказывается на человеке, так что, я думаю, у всех нас есть стимул быть хорошими, чтобы не потерять свой социальный статус. Но, что важно, это всё применимо к группам, где ценится хорошее поведение и где действия вообще подвергаются оценке. Поэтому люди меньше стремятся вести себя хорошо, когда знают, что их не поймают или что можно сделать что-то анонимно. При этом, если люди объединяются в группы, где ценится плохое поведение, эта мера плохого поведения со временем еще ужесточается: так упрочняются «скрепы» подобного социального круга. 

 

 

Джефф Флетчер

специалист в области системологии Портлендского государственного университета

Возможно, дело в том, что желание быть хорошим служит эволюционным целям, так же как голод и похоть. Из нашего индивидуального опыта мы можем заключить, что мы едим, чтобы утолить голод, и занимаемся сексом, чтобы удовлетворить свое сексуальное желание, но с эволюционной точки зрения эти потребности делают нас более устойчивыми и повышают шансы на здоровое потомство. Эволюция млекопитающих (и человека в том числе) предполагает, что особи, которые испытывают более сильный голод, оставляют больше потомства. 

Если желание быть хорошим — врожденный механизм, то, предположительно, тем важнее для человека быть хорошим. Но с дарвиновской точки зрения, более эгоистичные особи получают больше ресурсов и выращивают более успешных отпрысков. Это давняя загадка эволюционной биологии, как объяснить хорошее, то есть неэгоистичное поведение? Одна теория восходит к самому дарвиновскому учению, идее, что естественный отбор может происходить на нескольких уровнях. Если в эволюции человека имела место жесткая конкуренция между племенами и племена состояли по большей части из неэгоистичных участников (преданных друг другу и готовых биться в первых рядах), тогда хорошее поведение могло считаться более выигрышным на групповом уровне.

Люди хотят быть хорошими по отношению к тем, кого они причисляют к своей группе

Есть два момента, которые я должен обозначить. Первое: эгоистичные люди в преимущественно неэгоистичных племенах были одиночками и подвергались наказанию. С точки зрения многоуровневой селекции то, что из этого вылилось, — баланс между внутригрупповой селекцией (упор на неэгоистичность) и межгрупповой (упор на эгоизм). С психологической точки зрения люди развили и навык различения лжецов и эгоистов, и чувство справедливости, которое велит им наказывать лжецов для блага всей группы. 

Второе: очень эгоистичное или очень хорошее поведение в группах может быть результатом сильной конкуренции между группами. Я бы сказал, что люди хотят быть хорошими по отношению к тем, кого они причисляют к своей группе — то есть к кому могут испытывать эмпатию. И, конечно, мы все принадлежим к нескольким группами с разными уровнями сходства между участниками. Некоторые группы очень широки и могут включать не только всех людей (и, соответственно, ратовать за их права), но и животных. Другие менее обширны, примером может служит семья, секта, приверженцы той или иной конфессии. Фигуранты последних новостей, смертники, вполне могут иметь цель быть хорошими в рамках той группы, с которой себя ассоциируют, но, к сожалению, их манера поведения по отношению к другим группам, которые они расценивают как чужаков, крайне жестока. 

То есть я считаю, что в желании быть хорошим есть и темная сторона, особенно если речь идет о противопоставлении групп (это стремление может быть частью человеческой природы). С другой стороны, нельзя не отметить прогресс, который мы совершили в области прав человека и нашей способности эмпатировать другим. 

 

 

Ариэль Кнафо-Ноам

специалист в области психологии Еврейского университета в Иерусалиме

Есть много причин, по которым люди хотят быть хорошими. Мы — социальные животные. С самого рождения мы являемся частью тех или иных взаимоотношений. Мы, возможно, эволюционировали с желанием или надобностью помогать другим и делиться с ними, потому что такое просоциальное поведение помогает выстраивать коммуникацию и укрепляет связь между членами группы, а группа — наше средство выживания. Это желание помогать другим может включать эмпатию, то есть способность чувствовать то же, что и близкие. Другая теория возникновения этого желания связана с родительским инстинктом, который необходим, чтобы младенцы могли выжить. Как только система отношений между родителем и ребенком наладилась, она могла перекинуться и на другие отношения. 

Конечно, в жизни всё сложнее. Мы не помогаем каждому встречному (и это может быть не очень хорошей идеей в принципе). Другие слагаемые вроде взаимности и качества отношений влияют на нашу способность вести себя просоциально. И любая помощь может быть мотивирована разными вещами. Например, люди могут жертвовать деньги на благотворительность, только чтобы не отказывать кому-то в ответ на просьбу или чтобы получить налоговую льготу, или чтобы почувствовать себя лучше морально — и все эти причины могут наличествовать одновременно. Все эти мотивы следуют из важности социальной составляющей в жизни каждого: мы беспокоимся и о других, и о том, что они про нас подумают. Это и заставляет нас хорошо себя вести.

 

 

Йенсиа Чао

директор центра даосских исследований Уэльского университета Святой Троицы и Святого Давида

С точки зрения конфуцианства человек по природе хороший, так что ему свойственно естественное сочувствие по отношению к детям и другим семьям и обществам. Жадность, предрассудки и другие созданные людьми страсти — вот то, что препятствует хорошему поведению. Даосисты считают, что все создания, включая человека, произошли от Дао, и именно Дао породил Ци (жизненную энергию и силу воспроизводства), поэтому все существа должны иметь ту же добрую природу, которая способствует обогащению и росту — не только собственному, но и групповому, для благоденствия всех живых существ. 

Чань-буддизм предполагает, что у каждого сердце Будды, это сердце хорошее, полное сострадания и желания спасти других. «Другие» — это все формы жизни. Так что стремление быть добрым к людям и быть хорошим человеком вообще приносит пользу всем и укоренено в человеческой природе. Поэтому быть хорошим — значит следовать человеческой природе и быть от этого счастливым. Если же человек не поступает хорошо, он будет чувствовать себя плохо, потому что идет против своего сердца и природы. Это может плохо отразиться как на психологическом, так и физическом здоровье. 

 

 

Стивен Дж. Пост

профессор биоэтики Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук

Конечно, мы все стареем и умираем, в том числе и хорошие молодые люди. Плохие вещи могут случаться с хорошими людьми, особенно если их понимание всеобщего блага воспринимается как угроза для отдельных личностей. Активисты, понимавшие и тех и других — Авраам Линкольн, Махатма Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг, Ицхак Рабин и Беназир Бхутто, — были убиты. Но в целом хорошим быть хорошо, и наука это подтверждает. Позволю себе обозначить несколько подтверждающих это научных исследований (впрочем, список может быть в сотню раз длиннее). 

Размышления и горечь приводят к депрессии и физическим заболеваниям, но эти эффекты могут быть нивелированы намеренной добротой, которая переводит внимание и эмоциональную энергию от самоуничижения. Врачи и юристы, прошедшие Миннесотский многоаспектный личностный опросник (широко известный психологический тест) в возрасте 25 лет и набравшие максимум баллов за ответы на вопросы, подтверждающие их враждебность, к 50 годам имели показатель смертности 20 % от заболеваний сердца. Те, кто набрал минимум, имели показатель всего 2 %. 

Алкоголики, которые часто помогают другим членам анонимного сообщества, выздоравливают чаще — в 40 % случаев — после одного года трезвости (и реже страдают от депрессии), в то время как те, кто не любит помогать, выздоравливают лишь в 22 % случаев. У людей, страдающих от хронических болей, наблюдается уменьшение интенсивности боли, а также частоты возникновения депрессии, если они на добровольных началах помогают людям со схожими заболеваниями.

Волонтерство
во взрослом возрасте уменьшает вероятность заболевания депрессией

Девятнадцати людям дали определенную сумму денег и список инициатив, которым их можно пожертвовать. Функциональная магнитно-резонансная томография показала, что сам акт пожертвования активирует мезолимбический путь — участок мозга, отвечающий за выработку дофамина. А группу студентов попросили в течение шести недель совершить по пять добрых дел. Студенты, которые выполнили задание, чувствовали себя значительно счастливее под конец эксперимента. 

Частота сердечных приступов тесно связана с количеством ссылок на себя («я», «мой», «мне» и т. д.) в структурированном интервью. Подростки, которые занимаются волонтерством, часто имеют низкие показатели факторов, которые влияют на вероятность заболеваний сердца или диабета в молодости. Волонтерство во взрослом возрасте значительно уменьшает вероятность заболевания депрессией и процент смертности, а жизнестойкость — повышает. Корпорация государственной и муниципальной службы США заключила, что в штатах, где люди волонтерят чаще, показатели смертности и заболеваний сердца существенно ниже. 

427 жен и матерей из штата Нью-Йорк согласились на 30-летнее исследование Корнелльского университета. Исследователи заключили, что вне зависимости от количества детей, семейного положения, места жительства, образования или социального класса женщины, которые были вовлечены в волонтерство и помогали другим хотя бы раз в неделю, жили дольше и были здоровее. А исследователи Университета Дьюка заключили, что выздоровевшие от кардиологических заболеваний пациенты, которые регулярно помогали другим пациентам, реже испытывали отчаяние и депрессивные настроения, которые влияют на продолжительность жизни. 

 

 

Дайан Сунар

профессор факультета социологии, преподаватель Стамбульского университета Билги

Люди социальные существа и поэтому нуждаются в нормах поведения, которые защищали бы благополучие и индивидуумов, и их группы. При этом правила каждой группы должны совмещаться физически, социально и культурно с ее окружением. Естественный отбор дал нам когнитивные, эмоциональные и мотивационные механизмы, которые во внутригрупповых отношениях помогают создавать подходящие правила и принуждают нас следовать им. Даже младенцы осведомлены о последствиях того или иного поведения и больше расположены к людям, которые не причиняют другим вреда. К тому моменту, как они начинают ходить и говорить, дети уже выказывают желание помогать другим и начинают понимать, что есть некоторые правила поведения.

Эти первые знаки чувствительности к добру развиваются со временем в развитую систему, позволяющую отделять плохое поведение от хорошего. В нее входят, например, инструменты вроде стыда и вины, а также злости, отвращения и презрения. Несмотря на то что люди часто ведут себя эгоистично и иногда причиняют другим вред, эти эмоции помогают уменьшить эгоистичные проявления натуры и через самоограничения, и через наказание нарушителей. Кроме того, эмоции вроде жалости, сочувствия и благодарности поощряют помощь друг другу. Мы хотим быть хорошими по многим причинам: для нашей дальнейшей выгоды, для выгоды наших близких, а также для того, чтобы избежать осуждения и наказания за плохие поступки.  

 

фотография: Gund

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться