Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Личный опытЕсть ли жизнь офлайн:
Как я на год отказалась
от фейсбука

Есть ли жизнь офлайн:
Как я на год отказалась
от фейсбука  — Личный опыт на Wonderzine

Мария Скатова о своей зависимости от соцсетей

Текст: Мария Скатова

Большинство из нас не представляет своей жизни без социальных сетей. В них мы обсуждаем животрепещущие вопросы, общаемся с коллегами, узнаём новости и заводим знакомства — от фейсбука до снэпчата, соцсети стали продолжением нашей жизни, такой же реальной, как и то, что происходит вне их. При этом каждый хоть раз ловил себя на бездумном пролистывании постов — по инерции, а не потому что там что-то действительно интересное; или же превращал соцсети в инструмент прокрастинации — лишь бы не работать или учиться. Не стоит демонизировать социальные сети, но стоит ли удивляться тому, что мы до сих пор методом проб и ошибок выстраиваем отношения со столь новым и столь всеобъемлющим феноменом. Мария Скатова заподозрила у себя настоящую зависимость от фейсбука и решила отказаться от него на двенадцать месяцев — вот что из этого вышло.

 

Хронический фейсбук

В декабре 2015 года я поняла, что ничего не успеваю; работать приходилось допоздна и по выходным, а из почты десятками выпрыгивали неотвеченные письма. Я плохо спала, постоянно злилась. Моя продуктивность была почти нулевой, и я начала искать способы успевать больше в рабочее время. Все эксперты советовали начинать с учёта потраченного времени, и я установила на ноутбук приложение, которое отслеживает все программы и сайты, которыми вы пользуетесь. Оно поставило мне диагноз за неделю — во всём виноват фейсбук. Я зависала в соцсети вплоть до шести часов в день. В глубине души я давно знала, что провожу там очень много времени, но беспристрастное приложение доказало, что это действительно так.

Если честно, фейсбук мне даже не нравился — он просто фрустрировал меня. Я постоянно злилась на незнакомцев в интернете, с которыми была не согласна. Вместо разговоров о нашей жизни обсуждала с мужем чужие посты. Восьмилетний сын, выдавая очередной перл, говорил: «Давай, запости в фейсбук, посмотрим, сколько лайков поставят!» Я была одержима тем, как меня воспринимают окружающие, и постоянно пыталась улучшить свой онлайн-образ. Каждый день я методично удаляла несколько старых статусов за прошедшие годы, стараясь «подчистить» своё виртуальное прошлое. 

Я пыталась взять ситуацию под контроль много раз. Перекрывала себе доступ на сайт на уровне провайдера, заводила таймер, не ходила в соцсеть по выходным, оставляла телефон на ночь в другой комнате. Удаляла из ленты всех, с кем не согласна. Блокировала СМИ, чтобы не видеть перепосты острых статей и не заводиться. Сократила количество друзей до трёх сотен. Удалила приложение с телефона. Безрезультатно. Я чувствовала, что у меня зависимость: знала, что ситуация нездоровая, плохо себя чувствовала от передоза, давно перестала получать удовольствие от процесса потребления — просто не могла остановиться. Конец декабря — традиционное время для новогодних обязательств, и я решила завязать с соцсетью на год. Чтобы не сорваться раньше времени, я стала исследовать свою зависимость от фейсбука и писать об этом в блоге.

 

 

Расстаться на год

Бросить фейсбук после шести лет ежедневного использования было трудно. Первые три месяца меня постоянно тянуло зайти на сайт, я сочиняла в уме статусы, изнывала от желания увидеть ленту и вступить в беседу. Поначалу эмоции били через край: однажды я разрыдалась, начав смотреть фильм Аль-Джазиры о зависимости от соцсети. Мой проект по написанию статей об отказе от фейсбука только ухудшал ситуацию: мне постоянно приходилось думать и читать о соцсети. Удалить профиль одним махом оказалось невозможно. Сначала нужно деактивировать аккаунт — а для этого, в свою очередь, надо указать причину. Соцсеть предлагает целый список, и на каждый пункт у неё есть оправдание — фейсбук обещал, что мы ещё можем быть счастливы вместе. В итоге я деактивировала и активировала аккаунт десятки раз. 

Я не верю, что простой отказ от чего-либо может дать долгосрочный результат — это как диета, за которой следует срыв. Мне было важно разобраться в себе и понять, почему я часами лайкала и комментировала чужие статусы, искала чужого одобрения и внимания. В рамках самоисследования я перечитала свои статусы за шесть лет — то, что от них осталось после тщательной зачистки виртуального прошлого. Сделать это было непросто: несколько тысяч постов были полны грусти, отчаяния, пассивной агрессии к себе и миру.

 

 

Чтобы деактивировать аккаунт нужно указать причину — фейсбук обещал, что мы ещё можем быть счастливы вместе

 

 

Я пробовала облегчить своё состояние: вела дневник, медитировала каждый день. Медитация помогла, и спустя полтора месяца я заметила, что стала осознаннее — теперь я могла спокойно наблюдать за позывами зайти в соцсеть. Тяга полностью исчезла только через полгода — тогда же я смогла взглянуть в лицо настоящим причинам зависимости: выгоранию, неудовлетворённости, непониманию, куда двигаться в профессиональном плане. Вываливать свою фрустрацию в сеть оказалось проще, чем решать проблемы, вызвавшие её. Так я обратилась к психотерапевту, чтобы разобраться с собой. Терапия здорово помогла: я больше не могу убедительно врать себе и стараюсь не убегать от проблем.

 

 

Правда или миф

Оказалось, что я не одинока в своём болезненном пристрастии — на эту тему опубликовано множество исследований. Зависимость от фейсбука не является общепризнанным диагнозом, но её активно изучают. Клинический психолог Брент Конрад, специализирующийся на зависимостях, даже выделил 21 причину аддиктивности фейсбука. Однако категоричный взгляд на виртуальную составляющую нашей жизни тоже приводит к печальным последствиям. В Китае, где соцсеть официально запрещена, интернет-зависимость считается клиническим диагнозом и главной угрозой здоровью подростков. Есть впечатляющее видео The New York Times о том, как китайские специалисты применяют армейские методы для «возвращения» людей «в реальность». Вместо того чтобы разобраться в причинах возможной проблемы, местные власти сразу пошли по пути насилия.

На начало марта 2017 года фейсбук насчитывает больше 1,86 миллиарда пользователей, и аудитория растёт примерно на 17 % в год. У учёных есть огромная площадка для изучения самой крупной соцсети в мире, и они постоянно публикуют новые исследования о зависимости от фейсбука, частоте и длительности использования соцсети и последствиях подобной одержимости — часть данных можно найти в открытом доступе. Соцсеть не вредна сама по себе, однако результаты говорят о том, что наша психика может обратить её против нас. 

 

 

Вываливать свою фрустрацию в сеть оказалось проще, чем решать проблемы, вызвавшие её

 

 

Например, исследователи из Польши и США пришли к выводу, что есть связь между депрессией и длительностью потраченного времени / активностью в соцсети. По данным учёных из Швеции, женщины тратят в соцсети на 30 % больше времени, чем мужчины; причём женщины чувствуют себя менее счастливыми. Подобный эффект знаком многим: «отфильтрованная» жизнь других представляется «идеальной» — в отличие от той, что ведём мы; в итоге нас преследует FOMO и вечная неудовлетворённость. Я испытала это на себе: чем дольше я сидела на сайте, тем хуже мне становилось. Я чувствовала, что «недоживаю» по сравнению с друзьями из соцсети, которые постят крутые статусы о своей «волшебной» жизни. Мне стало легче просто от того, что я перестала подглядывать за чужими историями и сосредоточилась на своей.

Фейсбук влияет и на отношение к собственному телу. По данным опроса Центра расстройств пищевого поведения среди пользователей фейсбука 16–40 лет, половина участников чувствуют себя неуверенно, разглядывая чужие фото в соцсети, 44 % хотят иметь вес и фигуру как у тех, о ком читают. Каждая пятая женщина сообщила, что критиковала собственную фигуру на страницах фейсбука. Это тоже мне было знакомо — десятая часть моих статусов была посвящена неудачным попыткам похудеть или заняться спортом. Моими самыми лютыми «врагами» стали стройные бегуньи в ярких легинсах.

 

 

Жизнь офлайн

Я использовала соцсети каждый день с 2002 года. Вся моя жизнь, работа и эмоции автоматом вываливались в интернет, даже рождение ребёнка прошло практически онлайн. Во время моего года без фейсбука я иммигрировала в Новую Зеландию. Совершить такой шаг молча, наедине с собой, открывать страну для себя одной — это что-то новенькое. Мне понравилось: я возвращаю себе повседневность маленькими кусочками, день за днём. Мне больше не нужно делиться заметками с миром, чтобы почувствовать, что я и правда прожила этот день и испытала что-то заслуживающее внимания.

После того как я высвободила шесть часов в день, у меня появились ресурсы на смену профессии. Я начала работать над давно задуманной книгой — уже готово больше половины рукописи. Стала регулярно писать в блог, познакомилась с новыми людьми. У меня есть ощущение, что творческие ресурсы, раньше распылявшиеся мелкой взвесью на многочисленные статусы, начали накапливаться и расходоваться на существенные для меня вещи. Но у такого положения дел оказались и минусы: иным друзьям тяжело добраться до меня вне соцсети — часть отношений естественным образом угасла. Некоторые потенциальные клиенты, привыкшие вести дела через фейсбук, не смогли работать со мной и исчезли после просьбы перенести обсуждение в почту.

 

 

 

После долгого перерыва я ощутила, что при таком общении мои границы нарушаются — и что с меня довольно

 

 

Страх упустить что-то важное, известный как FOMO, оказался оправданным — я осталась за бортом. Экспатские группы, группы по моим профессиональным интересам, группы по поиску работы, группы русскоговорящих семей в Новой Зеландии общаются через фейсбук. Я упустила возможность пройти бесплатное обучение по проведению информационных кампаний в соцсетях — отказалась из-за того, что я не в фейсбуке.

Я нарушила своё обещание не открывать соцсеть два раза. Первый раз, когда сменила место жительства в своём профиле — для потенциальных работодателей. Второй — когда в Новой Зеландии случилось мощное землетрясение: я написала, что мы в порядке. Тогда я поняла, что больше не хочу общаться в фейсбуке: после долгого перерыва я ощутила, что при таком общении мои границы нарушаются — и что с меня довольно. Я немного скучаю по временам, когда получала десятки поздравлений с днём рождения на своей стене. Но потом вспоминаю, что после моего ухода всего десять человек вышли со мной на связь по другим каналам. Не всем подойдёт такое решение — но моя жизнь теперь мне нравится гораздо больше.

 

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться