Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СпортОт бурлеска до твёрка:
Как танцы с «плохой репутацией» стали занятием для всех

Способ раскрепоститься, социализироваться и поддерживать тело в форме

От бурлеска до твёрка: 
Как танцы с «плохой репутацией» стали занятием для всех — Спорт на Wonderzine

Текст: Карина Сембе

Давайте начистоту — пилон привыкли считать главным атрибутом стрип-баров, да и называют его в здешних широтах, как правило, не пилоном, а старым добрым шестом. За твёрком закрепилась репутация вульгарного танца, а на королеву бурлеска Диту фон Тиз до сих пор посматривают как на диковинный объект — со смесью восторга и осуждения. Впрочем, в обществе, страдающем всеми оттенками бытовой ксенофобии, танцы с ярко выраженным «сексуальным» подтекстом из повода для слатшейминга постепенно превращаются в стремительно растущий сектор мировой фитнес-индустрии.

 

В России зарегистрированы Российская федерация спорта на пилоне и воркаута, Федерация шестовой акробатики России, Межрегиональная общественная организация танца на пилоне и фитнеса. Финалисты общероссийских соревнований по спорту на пилоне выступают на мировых первенствах, поклонники твёрка и стрип-пластики проводят чемпионаты по всей стране и выезжают показать себя за границу, а бурлеск стал полноценным видом перформанса, требующим нехилой физподготовки. Пока профессионалы собирают награды, для любителей подобные занятия становятся не только увлекательным способом поддержать тело в форме, но и новой возможностью для социализации и раскрепощения. 

Популярность направлений хореографии, развившихся из стигматизированных, ранее общественно «неприемлемых» занятий, очевидно, связана с тем, что они обеспечивают мощный физический и моральный эмпауэрмент — способность делать самостоятельный выбор и гордиться тем, кто ты есть. Записавшись на занятия гоу-гоу или в твёрк-студию, можно научиться «дружить» с собственным телом и узнать, на что оно способно, избавиться от условностей по поводу того, что можно и что нельзя, и наконец раскрепоститься. Условия для этого создают солидарность, инклюзивность и взаимная мотивация внутри группы, дружелюбие и поддержка в преподавании.

 

 

За снятие всех обвинений с «сексуально окрашенных» видов хореографии выступают феминистки, исследующие темы сексуальности и эмбодимента. В книге «Pole Dancing, Empowerment and Embodiment» (2010) Саманта Холланд отмечает, что для женщин опыт танцев на пилоне становится способом возродить уверенность в себе, «ощутить себя желанными и чувственными, будучи свободными от давления, оказываемого мужскими взглядами». Некоторые радикальные теоретики борьбы за права женщин утверждают, будто практики вроде стрип-пластики или спорта на пилоне не являются феминистскими, поскольку сами практикующие якобы не осознают их эмансипативного наполнения и определяют себя в рамках гетеронормативной сексуальности.

Хотелось бы напомнить, что феминистской практикой можно и нужно называть всё то, в основе чего осознанный выбор, всё то, что помогает женщине почувствовать себя свободной и принять своё тело. Безусловно, не в последнюю очередь благодаря окрепшему гласу феминизма Рианна, с достоинством трясущая задницей в клипе «Work», имеет 160 миллионов просмотров на YouTube, но это не повод пропускать любое увлечение современных женщин через радикальную мясорубку. Право получать удовольствие от себя и собственного тела в атмосфере женской солидарности и приятия, не подвергаясь сексуальной объективации, — разве это не один из первых пунктов феминисткой повестки?

 

 

 

 

Кстати говоря, поп-звёзды тоже приложили руку (и другие части тела) к освобождению «развратных» танцев от ханжеского угнетения — кто-то противоречиво, но всё же удачно (как та же Рианна или Ники Минаж), а кто-то, мягко говоря, не очень. Вне зависимости от степени осознания и мотивов, стараниями поп-феминизма внимание к вопросу привлечено, и это важно, ведь табу снимается, а стигма потихоньку рассасывается только тогда, когда мы об этом говорим.

В спортзалах, развлекательных центрах и даже в университетских кампусах по всему миру женщины практикуют танцы на пилоне. Что примечательно, в исторических хрониках они упоминаются ещё с XII века — тогда китайской акробатикой на пилоне занимались циркачи, преимущественно мужчины. Сегодня танец на шесте остаётся видом акробатики, что не избавляет его от устоявшихся сексуальных коннотаций, где равноправием не пахнет: мужчина — субъект, женщина — объект, мужчина платит, женщина танцует. Та же участь постигла и танец гоу-гоу, зародившийся в 60-х годах, когда женщины на дискотеке в Peppermint Lounge в Нью-Йорке встали на столы и начали танцевать твист. Со временем владельцы баров принялись нанимать танцовщиц гоу-гоу, чтобы привлечь мужчин в число завсегдатаев заведений, а затем в гей-клубах появились и go-go boys.

 

 

Фитнес-направление постепенно отвоёвывает для себя место в мейнстриме у сексуальной коммерциализации подобных видов хореографии, но стигма жива даже внутри тусовки увлечённых. Например, танцовщицы на пилоне — как любительницы, так и профессионалки — всячески стараются отделить себя и своё занятие от промысла стриптизёрш. Американскую танцовщицу и хореографа Баффи Макласки, среди прочего занимающуюся танцем на шесте, угораздило заявить: «Как видите, я не стриптизёрша, я просто обычный человек». «Необычные» люди, а именно стриптизёрши, успешно дают отпор подобным заявлениям: в своё время в ответ на хештег-акцию поклонниц пилона #NotAStripper стриптизёрши запустили эмансипативный флешмоб #YesAStripper в защиту своей профессии. 

Как бы там ни было, акробатическая хореография — штука серьёзная. Занятия на пилоне требуют хорошей координации, гибкости и выносливости. Без сильных рук, крепкого торса, хорошо развитых мышц бедра и голени дальше эффектного похаживания вокруг шеста дело вряд ли зайдёт. Умение и ловкость приходят со временем, так что стоит быть готовым к тому, что начало обучения поул-фитнесу и так называемому экзотическому танцу на пилоне знаменует череда падений и множество синяков. Зато потом — только масса удовольствия и гибкое подтянутое тело. Стрип-пластика, которая объединяет классическую, джазовую и современную хореографию с растяжкой и пластикой, заставит работать все группы мышц, а стрип-фитнес ещё более интенсивен по части физической нагрузки.

 

 

 

 

Впрочем, поклонниц этих занятий привлекает не только ощущение собственной силы и выносливости, но и возможность проявить грациозность и актёрское мастерство. Ведь в том же pole dance помимо фитнес-направления и шестовой акробатики существует и другое, имеющее дело скорее с пластикой, эротикой и театральностью, нежели с трюками: высокие каблуки и яркие наряды роднят такие танцы с бурлеском, который, к слову, хоть и является не видом спорта, а особым театральным представлением, тоже обязывает поддерживать себя в хорошей физической форме, развивает ловкость и выносливость.

С одной стороны, возможность проявить артистизм, сексуальность и женственность привлекает девушек, не готовых к «неженским», по их мнению, занятиям в тренажёрном зале, но ищущих чего-то не настолько смертельно скучного, как степ-аэробика. С другой стороны, важно, что практики вроде поул-фитнеса или твёрка далеко ушли от мейнстримового и не всегда здорового представления о спорте. Вездесущему соревновательному духу и необходимости тренироваться на пределе возможностей альтернативные хореографические практики противопоставляют тренировки под видом развлечения в непринуждённой атмосфере. Опросы Саманты Холланд показали, что для многих женщин тренировки на пилоне стали первым положительным опытом занятий спортом за всю жизнь.

 

 

Подобные отзывы часто звучат и в отношении твёрка, попавшего в мейнстрим несколько лет назад на волне колониального тиражирования черной культуры. По сути, твёрк являет собой элемент традиционных западноафриканских танцев и изначально служил не для сексуальной провокации, а в качестве одного из культурных выражений радости и веселья, которым по сей день не брезгуют прихожанки западноафриканских церквей в США. Активная сексуализация твёрка началась в 90-е — именно тогда он попал в американскую хип-хоп-индустрию и надёжно обосновался в видеоклипах рэперов.

Очередная волна апроприации черного наследия допустила твёрк в мейнстрим, где раскрепощённые движения бёдрами и ягодицами вызвали фурор среди изголодавшихся по природной телесности и свободе самовыражения. Теперь твёрк танцуют не только в Нью-Йорке или Лондоне, а даже в Оренбурге и Новороссийске. Это не только повод раскрепоститься, примерив на себя другую сексуальность, непривычную в своей прямоте и естественности. Твёрк-студии — отличный вариант спортивной секции, ведь, чтобы научиться с виду незамысловатым движениям, понадобится не одно занятие, а потом вы, возможно, уже не сможете остановиться. В любом случае, прежде чем начинать, следует изучить не только то, откуда растут ноги у самого твёрка (примерно понятно откуда), но и непростой социополитический подтекст потряхивания задом.

 

 

 

 

Твёрк, танец у шеста, стрип-пластика, гоу-гоу — всё это сферы, в которых женщины безоговорочно доминируют, при этом оказывая друг другу постоянную поддержку. Скорее всего, после нескольких занятий на пилоне даже у особо категоричных поубавится осуждения по отношению к другим девушкам, на их взгляд, недостаточно или слишком эмансипированным. В 1969 году Ватикан был вынужден снять с персонажа Марии Магдалины стигму покаянной шлюхи, признав её духовным учителем, а в 1991-м сеть американских стрип-клубов Deja Vu организовала первые соревнования по танцам на пилоне. Сейчас 2016 год, и мы, кажется, наконец начинаем понимать, что имеем право делать всё, что захотим, покуда это не ограничивает свободу других людей. Кто-то трясёт задницей для удовольствия и повышения её (задницы) тонуса, кто-то — ради денег, а кто-то и вовсе не трясёт, зато пишет об этом научные исследования. Главное, чтобы хоть иногда всем было хорошо.

Фотографии: cover photo via Instagram, Студия Воздух

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться