Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СпортБлаготворительный бег:
Как повальное увлечение вышло на новый уровень

Кто, зачем и почему собирает деньги, чтобы пробежать марафон

Благотворительный бег:
Как повальное увлечение вышло на новый уровень — Спорт на Wonderzine

Пару лет назад бег стал повальным городским увлечением и до сих пор продолжает привлекать новых и новых людей. Промышленность не стоит на месте и дает начинающим бегунам всё, что нужно для комфортных тренировок, и даже больше: легчайшие кроссовки и одежду, трекеры и приложения. Человек с любыми предпочтениями может заниматься с комфортом когда угодно и где угодно, но беговые клубы и массовые забеги от этого не становятся менее популярными. Напротив, они становятся более желанной и осознанной формой деятельности, потому что теперь многие бегают не только за эмоциями и медалями, а для того, чтобы помочь другим. В результате вместо вдохновляющих фотографий с финиша (и вместе с ними) друзья публикуют в соцсетях реквизиты банковских счетов. Для тех, кто не знаком с благотворительным бегом, такая активность не очень понятна: логичное предположение о том, что собранные мероприятием деньги пойдут на какое-то хорошее дело, в принципе, верно, но не дает проникнуть в суть явления. Мы решили разобраться, кто, как и зачем мирит спорт с общественным делом, и поговорили с людьми, бежавшими и организовавшими благотворительные забеги.

Маша Ворслав

 

На организацию любого забега нужны деньги, которые организаторы получают не только от спонсоров. Чтобы попасть на яркие и популярные мероприятия вроде женского полумарафона Nike в Сан-Франциско, где каждой добежавшей дарят миниатюрную медаль Tiffany & Co. (а еще выдают наборы со всем необходимым вроде солнцезащитного крема и изотоника), нужно заплатить под 200 долларов. Для сравнения: пробежать Московский марафон в этом году можно за 1200 рублей (еще одно подтверждение того, что бег — одно из самых доступных спортивных увлечений). Бесплатные забеги тоже есть, но они, как правило, рассчитаны на малое количество людей, которые решили провести время вместе. 

По факту именно денежный вопрос отличает благотворительный забег от обычного. При этом далеко не всегда ради благотворительности организовывают отдельную гонку: в большинстве крупных беговых мероприятий (полумарафоны, марафоны) пул мест отдают благотворительным организациям, так что в теории у участника есть выбор: просто пробежать дистанцию или пробежать дистанцию и собрать перед этим денег. На практике немного по-другому: места на известные забеги заканчиваются очень быстро (в день, когда открывается регистрация, или через несколько часов после нее), так что сотрудничество с благотворительной организацией часто остается единственным способом попасть на мероприятие.

Задача организаторов — собрать как можно больше средств в пользу какого-либо фонда или человека. Для бегуна это значит, что ему нужно оплатить не только вступительный взнос, но и собрать пожертвования. Не для всех забегов устанавливается минимальный сбор, без которого не пустят бежать: например, чтобы принять участие в 10-километровом женском забеге в Глазго, нужно заплатить 26 фунтов (это плата за саму организацию), а пожертвований принести столько, сколько получится собрать. В то же время участникам Virgin London Marathon придется не только внести вступительные 100 фунтов, но и собрать как минимум 2000 — иначе на марафон не допустят. В таких мероприятиях, как последнее, развита система поддержки участников: активисты Красного Креста дают тренировочные планы и рекомендации по питанию, а также пачку советов о том, какими способами можно «поднять» сумму, и вообще всегда готовы прийти на помощь, если возникнут проблемы.

Бегуны могут зарабатывать средства любыми способами — главное, чтобы они были (естественно, противозаконные действия исключаются). По идее, «правильный» благотворительный бегун должен рассказывать окружающим о том, как работает тот фонд, для которого он собирает деньги, почему важно помогать ближним, какие проблемы есть у конкретных социальных групп. Однако это очень трудоемкое занятие, требующее массы свободного времени и сил, более того, не обязательно оно принесет необходимые деньги. Поэтому некоторые бегуны выбирают другой метод. Анна Митрохова, основательница женского бегового клуба «Girl&Sole», решила продавать булочки.

«Мне удалось собрать первые деньги, кинув клич по друзьям, — говорит Анна. — Это принесло процентов двадцать от необходимой суммы. Всё остальное я за семь месяцев — с перерывом в два — собрала, продавая булочки на четырех крупных ярмарках. На них у меня много спрашивали, почему я собираю деньги не для российской организации, а зарубежной, но меня этот момент не очень смущал — несколько лет назад наши фонды не принимали большого участия в крупных забегах, а мне очень хотелось попасть на Берлинский марафон. Ну, и у меня не было специфических обстоятельств, которые прикрепляли бы меня к конкретному фонду, поэтому я решила совместить приятное (марафон) с полезным (благотворительностью).

 

 

«Хороший» благотворительный бегун должен часто говорить всем спасибо и всячески дергать людей

 

 

Я бы сказала, что если у бегуна нет большой аудитории и хорошей цели, за которую люди будут давать деньги просто так, скопить средства для забега будет тяжело. Я была готова сложить и свои деньги, если у меня не получится их собрать. В идеале „хороший“ благотворительный бегун должен много писать о том, что он собирает и для кого, очень часто говорить всем спасибо и всячески дергать людей. А я ужасно не люблю просить и ужасно не люблю всех дергать, так что вариант заработать деньги на стороне и вложить их показался мне намного более привлекательным».

К слову, забеги — традиционный механизм сбора средств, но не единственный. Приложение Charity Miles за каждую милю, которую проехал на велосипеде, пробежал или даже прошел пользователь, перечисляет 10 и 25 центов соответственно благотворительным организациям (говоря за это спасибо спонсорам: Timex Sports, Humana и Lifeway Foods). Подобную возможность дают и вовсе далекие, на первый взгляд, от спорта компании: например, WWF решил привлечь внимание к убывающей популяции амурских тигров и предлагает бегать для них. Механизм простой: если не выполнить условия договора (пробежать, скажем, 15 километров за неделю), придется отдать тиграм хотя бы два доллара (но можно и больше). Конечно, от дальнейших пожертвований в пользу кошек или других животных фонд не удерживает.

 

 

Как и в случае с другими благотворительными инициативами, участники забегов могут посмотреть, куда пошли собранные и пожертвованные ими деньги. Это во многом определяется еще на стадии выбора курирующей организации: выкупить места на один и тот же забег могут сразу несколько фондов, поэтому бегун вправе выбрать, за какой ему выступать. Еще можно сначала выбрать направление благотворительности; один из наиболее внятных перечней предоставляет сайт Run for Charity — в нем сразу понятно, что и когда бежать, чтобы помочь бездомным, животным, хосписам и другим незащищенным группам. Независимо от того, как участник забега пришел к своей организации, она дает возможность убедиться в том, что деньги ушли в том направлении, в каком планировалось. Так, после забега «Balloon Run», организованного Юлией Геселевой и Артёмом Дозоровым, сотрудничавший с ними фонд «Помощь детям» подготовил отчет о расходовании средств: 143 000 рублей разделили на семьи детей, которым требуется дорогостоящее лечение. 

«Balloon Run» — хороший показатель того, что даже небольшие проекты могут приносить пользу. В забеге участвовало около 250 человек, но благодаря толковой организации и привлекательности идеи (бежать с шариками просто весело, помогать при это болеющим детям еще и благородно) удалось собрать немалую сумму. Юлия Геселева говорит, что это был ее первый опыт организации не только забега, но спортивного мероприятия вообще. «Я участвовала во множестве различных забегов, и в какой-то момент захотелось организовать свой, пусть не слишком большой, зато непохожий на других. Так родилась концепция “Balloon Run”. Я предложила идею своему хорошему другу, и он моментально меня поддержал. Мы детально проработали концепцию, маркетинговые активности, коммуникации участников и сценарий мероприятия. У нас была полевая кухня, капкейки и печенье домашнего приготовления, подарки для самых маленьких участников забега и диджей из Эквадора. Зарабатывать не хотелось, просто было желание сделать классный спортивный ивент и помочь нуждающимся», — рассказывает Юлия. 

 

 

Благотворительность перенимает современные инструменты и потому становится ближе к людям

 

 

Самая известная в России организация, которая занимается благотворительным бегом, — фонд «Обнаженные сердца». Первый забег, в котором он принял участие (ежегодный Парижский марафон), состоялся шесть лет назад, и, по словам президента фонда Аси Залогиной, команда думала, что он будет последним. Как оказалось, интерес к подобным мероприятиям не только не схлынул, но продолжает возрастать: с каждым годом «Обнаженные сердца» привлекают больше и людей, и средств. «Мы давно хотели организовать собственный забег, и в этом году, благодаря огромной поддержке Полины Киценко и Podium Sport, нам это удалось. Забег „Бегущие сердца“, надеюсь, без всяких накладок, состоится 16 мая в парке Горького, — рассказывает Ася. — Теперь мы надеемся, что сможем делать два забега в год: один в Париже и один в Москве. С местными организациями мы сотрудничаем, в прошлом году прекрасно поработали с командой Московского марафона. 

Забег „Бегущие сердца“ будет небольшим: он рассчитан на 1200 участников и предусматривает две дистанции — 5 и 10 километров. Вскоре после того, как открылась регистрация на забег, мы поняли, что интерес людей к нему превосходит наши возможности, но, к сожалению, поменять масштаб согласованного мероприятия нельзя. Мы не устанавливали минимальную сумму пожертвований, так как понимаем, что для публики концепция нова, и пока решили остановиться на регистрационном взносе. Собирать дополнительные средства, конечно, разрешается: фонд помогает каждому участнику завести страницу на justgiving.com, добавляет его в свою команду и информирует подписчиков в соцсетях о текущем краудфандинге».

В вопросу об отчетности: сначала «Обнаженные сердца» собирали пожертвования, не ориентированные на конкретные программы. Затем организаторы поняли, что интереснее и логичнее собирать суммы под определенные проекты. «Людям нравится знать, сколько денег ушло на конкретный проект, а прозрачность работы помогает в отчетности. Для последнего Парижского марафона мы поставили цель собрать 200 тысяч евро на обустройство комнат социальной интеграции в нижегородских школах — они помогут детям с тяжелыми расстройствам психического спектра адаптироваться в школьной системе образования. Нам все помогли, мы получили эту сумму и меньше чем через год сможем показать готовые комнаты и отчитаться о потраченных средствах», — комментирует Ася. 

Благотворительность, как и любая форма общественной деятельности, сейчас перенимает современные инструменты и потому становится ближе к людям. Даже самый ленивый человек может оформить ежемесячное списание 100 рублей, которые пойдут на решение реальных проблем, и при желании следить за их передвижениями. Для тех, кому важно просвещать окружающих и быть эмоционально вовлеченным в процесс, есть множество других способов помогать, и благотворительный бег — один из них. Вообще он выглядит закономерным развитием несерьезного, на первый взгляд, увлечения, каким бег представляется новичкам. На глазах многие из тех, кто поначалу бегал ради удовольствия, постепенно берут серьезные дистанции, ставят личные рекорды, а потом — вынужденно, как получилось у Анны Митроховой с Берлинским марафоном, или нет — вовлекаются в благотворительность. Благоразумным бегунам (то есть следующим плану тренировок и бережно относящимся к собственному телу) благотворительный бег дает возможность прокачаться не только физически, но и эмоционально — в век, когда каждые полчаса на счету, а запрос на добрые дела растет, занятия с таким высоким КПД особенно ценны.

 

Фотографии: via Nike, Flickr (1,2), Московский марафон

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться