Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine
Лучшие сериалы 
2012 года — Сериалы на Wonderzine

Сериалы

Лучшие сериалы
2012 года

Эксперты Look At Me о вдохновениях и разочарованиях года на телевидении

Начиная с сентября каждую неделю мы просили экспертов — журналистов, сценаристов, режиссеров и просто фанатов телевидения — рассказать о просмотренных сериалах и ТВ-шоу. В английском языке для таких рецензий (с кучей спойлеров) есть слово «recap» — подробный разбор эпизода сериала и мнение телекритика. Перед Новым годом мы попросили наших экспертов рассказать о том, что хорошего и плохого случилось в сериалах. И выбрать лучшие и худшие ТВ-шоу 2012 года.

 

Cериалы

 

БОСС

ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ

ДЕВОЧКИ

ЗАДЕРЖКА В РАЗВИТИИ

ИГРА ПРЕСТОЛОВ

КАК Я ВСТРЕТИЛ ВАШУ МАМУ

КОНЕЦ ПАРАДА

КРАТКИЙ КУРС СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

ЛИГА

ЛУИ

НА СТАРТ!

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

ОТБРОСЫ

ОФИС

ПОСЛЕ ШКОЛЫ

ПРИГОРОД

СТУДИЯ 30

УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ

УСПЕХ

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

ЮЖНЫЙ ПАРК

 
Темы

 

БРИТАНЦЫ ПРОТИВ АМЕРИКАНЦЕВ
СКАЗКИ ПРОТИВ ГРУБОГО РЕАЛИЗМА
и ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧАРЛИ ШИНА

ПОДЪЕМ РУССКИХ СЕРИАЛОВ

«ЮЖНЫЙ ПАРК», «БОСС», «ЛУИ»
и ДРУГИЕ ЛУЧШИЕ СЕРИАЛЫ
о СОВРЕМЕННОСТИ

«ДЕВОЧКИ» ДЛЯ ДЕВОЧЕК
и «ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ» ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

«ИГРА ПРЕСТОЛОВ», «ПРИГОРОД»
и ДЖЕЙМС ВАН ДЕР БИК

«АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ УЖАСОВ»
и СНОВА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»

«КАК Я ВСТРЕТИЛ ВАШУ МАМУ», «РЕВОЛЮЦИЯ» и ДРУГИЕ
РАЗОЧАРОВАНИЯ ГОДА

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Британцы против американцев,
сказки против грубого реализма
и возвращение Чарли Шина

ТАТЬЯНА АЛЕШИЧЕВА
кинокритик

 
Лучшие сериалы 2012 года:

1. «Сыны анархии» (5-й сезон)

2. «Американская история ужасов» (2-й сезон)

3. «Успех» (1-й сезон)

4. «Скотт и Бейли» (2-й сезон)

Я пристрастна, и это вовсе не список «самых качественных сериалов», а просто те, фанатом которых я являюсь, — можно же позволить себе иногда побыть и фанатом.

К примеру, некоторые критики поторопились записать «Успех» в «худшие». Можно посоветовать им все-таки разуть глаза, навострить уши и по достоинству оценить отличную хореографию этого мюзикла и классический ольскульный сюжет о соперничестве двух амбициозных актрис за роль Мэрилин Монро в бродвейской постановке, не превратившийся в картонное шоу. Smash, на мой взгляд, смотрится гораздо свежее и выигрышнее, чем слегка поднадоевший и погрязший в клише Glee.

Что касается тенденций года, то модной темой остается ретро, но совершенно по-разному воплощается у американцев и у англичан. Вялые потуги американцев сваять декоративное ретро, заточенное под Mad Men, проваливаются одна за другой — Pan Am и Playboy Club закрыты, Magic City еще жив, но это просто душноватая мыльная опера в антураже 50-х годов. А на британском телевидении в этом смысле полный порядок: Bletchley Circle, Call the Midwife, The Hour — все о 50-х годах — смотрятся отлично, Parade’s End с Камбербэтчем и Ребеккой Холл — period drama про 10-е годы ХХ века, выпущенная вдогонку Downton Abbey и Upstairs Downstairs, тоже вышла очень качественной. Англичане гораздо трепетнее относятся к теме своего недавнего прошлого, их сериалы — не декоративные поделки, где главное антураж и костюмы, а шоу, где не забыта идея патриотизма, даже если это полицейский процедурал или детектив, они ухитряются все равно снабдить свои сериалы духоподъемным мессиджем, и это круто.

 

 

Другая очевидная тенденция — зрительский эскапизм. «Грязный реализм» таких отличных сериалов, как Treme, Southland или Luck, не в почете, теперь людям подавай сказочки вроде Grimm или Once Upon a Time, не говоря уже о Game of Thrones и всяких вампирских штуках — все это тоже хорошие и качественные сериалы, но провал реалистической драмы все равно огорчителен.

Ну и отдельного упоминания заслуживает борьба и победа Чарли Шина — его старомодная комедия «Управление гневом» с закадровым смехом тоже фигурирует кое-где в списках критиков в числе худших новинок сезона. Но это ерунда по сравнению с тем, что шоу продлили на 90 эпизодов сразу, так что критики могут пойти домой и утереться, потому что Чарли снова на коне.

Вернуться к содержанию

 

Подъем русских сериалов

ИВАН ЧЕРНЯВСКИЙ
сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик»

 

Подвести итог межсезонья я в этом году, наверное, не возьмусь — очень уж мало всего посмотрел; рассчитываю на новогодние каникулы. Наверное, главная мысль, касающаяся сериалов, которая у меня появилась осенью 2012-го — в России снова появилась надежда. Или на хорошо сделанный вариант давно известного («Обратная сторона Луны»), или на «нечто совершенно иное» («После школы»). Какое достижение — несмотря на то, что часть детей в «ПШ» играть не умеет вообще, там теперь делают тот же пулеметный набор шуток, который не успеет считать 80% зрителей, точно так же, как и в наших любимых комедиях NBC. Вот это и хорошо. А остальное поймем весной.

ЕКАТЕРИНА БИРГЕР
журналист

 

На удивление благодарности достойны даже российские шоураннеры. За «Обратную сторону Луны» — крепкую и очень удачную адаптацию Life on Mars. И пусть финал у «Обратной стороны» получился невнятный, но на протяжении двух недель в одно и тоже время я стряхивала пыль с телевизора, щелкала на «Первый» и терпела рекламу, чтобы узнать, какое еще западло устроит рыжий «как морковка» маньяк милиционеру Соловьеву. Это было увлекательно, интересно и нестыдно смотреть и рекомендовать друзьям.

Германике спасибо за «Краткий курс счастливой жизни» — сериал про то, что все мы очень разные и очень ебанутые, но все хотим настоящей любви, чтоб до искр из глаз и пока смерть не разлучит. Братьям Пресняковым, наверное, спасибо за «После школы». Это как минимум любопытный сериал, с впечатляющим саундтреком и хорошими подростковыми персонажами (актеров, играющий взрослых героев, кажется, уже только могила исправит).

Вернуться к содержанию

 

«Южный парк», «Босс», «Луи»
и другие лучшие сериалы
о современности

МИХАИЛ ДЕГТЯРЕВ
редактор шоу «Вечерний Ургант»

 

«Южный парк»

Казалось бы, после шестнадцати сезонов любой мультсериал ждет судьба Симпсонов, когда из двадцати эпизодов только несколько можно смотреть со включенным звуком, но Трей Паркер опять показал, что находится в удивительном тонусе. Раскопав где-то источник злободневной иронии, он, кажется, без устали черпает из него бессознательное американского общества и облекает в плоть провинциального городка в Колорадо. Плюс к этому скорость реакции «Саус Парка» оказывается такой же быстрой, как и у еженедельных юмористических шоу, правда, со скидкой, что мультипликационную серию еще надо успеть отрисовать. Из прошедшего сезона сходу вспоминаются Джупакабра, Саркастабол и, конечно же, поднятая Джеймсоном Кэмероном планка в великой серии про то, как низко у всех у нас упали стандарты.

 

 

«Во все тяжкие»

Это был великий сезон для любителей варщиков метамфетамина, в котором, более того, состоялась одна большая герметичная серия, давшая фору многим триллерам и боевикам в 2012-м. Ограбление поезда с прекурсорами для синтеза наркотика оказался часовым вестерном, где случилось все, что необходимо для компактного, насыщенного и увлекательного кино. Вдобавок вся эта феерия увенчалась безумной концовкой, которая благодаря перевернутому с ног на голову фирменному саспенсу останется незабываемой, как, например, самые мощные сцены Хитчкока. Если в 2012 году и была какая-то высшая точка в развитии сериалов в рамках координат «триллер-экшен», то найти ее можно именно здесь.

 

 

«Босс»

Второй сезон главного политического шоу современности закончился на дурной ноте. Телеканал Starz решил закрыть сериал и оставил для себя лишь возможность производства телефильма, который в итоге свяжет воедино все мастерски распутанные линии шоу. К завершению сезона я уже писал большой поясняющий текст про «Босса», там же сходу ошибся про продюсеров канала Starz (им еще это аукнется), но смысла с тех пор больше не стало. Возможно, политическая вакханалия последних нескольких месяцев здесь, в России, добавит выпуклости «Боссу» для тех, кто захочет посмотреть сериал на новогодних каникулах. Здесь логика тирана, пусть даже и в демократическом обществе, блистает всеми своими гранями и объясняет многое про то, какой наркотик в этом мире сильнее всего.

 

 

«Задержка в развитии» в 2013 году

Главное ожидание следующего сезона помимо «Луи» (ниже) — это возвращение королей абсурдистского ситкома американского ТВ Arrested Development. Сложно объяснить, почему этот сериал так важен для мира спустя шесть лет после своего закрытия и перезапуска, но удивительный факт: с тех пор на поприще крышесносящих нереальных сериальных комедий так и не появилось ничего, что могло бы переплюнуть зашкаливающее безумие «Задержки в развитии». Если коротко обобщить, то сериал — это такой Монти Пайтон на тему современной семьи и капитализма с невероятно увлекательно прописанными линиями героев и отлично подобранным актерским составом, некоторые из которого за шесть лет успели превратиться в настоящих суперзвезд. Если вы хотите качественно заполнить пустоту новогодних каникул и подготовиться к следующему сериальному сезону, то лучшего средства, чем первые три сезона Arrested Development, вам точно не найти.

 

 

«Луи»

Просто лучший сериал сезона, и если вы еще до сих пор смотрите комедии отдельно от драм, то именно Луи сможет перенести вас в глубокое и объемное сериальное будущее, где, как в нормальной жизни, на восприятие реальности работает все. Практически каждая серия третьего сезона была феноменальной, и хочется взахлеб пересказать их все, но если выбирать что-то конкретное сразу вспоминается две. Условно пацанская, когда Луи и Робин Уильямс с удивлением обнаруживают благодаря стриптизершам, что их почивший знакомый придурок оказался отличным парнем, и романтическая, пятая в сезоне, когда от покоряющей сердце Луи удивительной Паркер Поузи натурально захватывает дух — столько любви, смеха и отчаяния сразу уже давно не используют в Голливуде.

ВАСИЛИЙ МИЛОВИДОВ
кинокритик

 

В этом году, как обычно, мало что можно было сравнить с «Луи» — просто потому, что вокруг нет практически ничего сравнимого по формату. Главное, что сериал каждый сезон продолжает немножко меняться, не теряя при этом в качестве. В этом году было определенно чуть меньше фри-джазового безумия предыдущих сезонов, стало больше стройных историй и какого-то постоянства в общей канве. Плюс, Луи все меньше опирается на стэндап-перебивки — с одной стороны, немного жаль, с другой — видно, что комик все больше чувствует себя уверенным как настоящий режиссер. В самые запоминающиеся моменты надо вписать тот факт, что бывшая жена Луи теперь чернокожая, эпизоды про гей-роман со спасателем в Майами и поиски отца, а также трехтактную историю про Late Show — где были Дэвид Линч, Джей Лено, Крис Рок и эпичное «Fuck You, Letterman» в финале.

Вернуться к содержанию

 

«Девочки» для девочек
и «Во все тяжкие» для мальчиков

ИЛЬЯ ИНОЗЕМЦЕВ
редактор сайта W-O-S

 
Безоговорочно лучших сериалов в этом году для меня было два:
Girls и Breaking Bad.

«Девочки»

Первый — это лучший сериал для девочек и лучший guilty pleasure для мальчиков. Создатель сериала — Лена Данэм, это самый настоящий Джадд Апатоу в юбке, и хорошо, что он взял ее под покровительство, спродюсировав «Девочек». По-моему, тут прекрасно все: от главных героинь с их крутыми диалогами до второстепенных, появляющихся на пять секунд персонажей. Ну и, как обычно, модная музыка, дух Нью-Йорка, все дела. Интересно будет в 2013 году посмотреть второй сезон — Данэм раскрутилась так, что от нее ждут еще большего.

ВАСИЛИЙ МИЛОВИДОВ
кинокритик

 

Среди инди-комедий в 2012 несколько двусмысленно гремели Girls Лены Данэм — при этом под конец года про них, кажется, все немного забыли. Я и сам, вспоминая, что смотрел в этом году, вспомнил о них совершенно случайно. Воспоминания они при этом все-таки вызывают самые положительные. Несмотря на кучу громких слов (как положительных, так и отрицательных), сказанных в адрес сериала, он теперь кажется крайне скромной и не претенциозной попыткой сделать что-то немножко другое в области телевизионного ситкома. В общем, ждем второго сезона в январе.

 

ИЛЬЯ ИНОЗЕМЦЕВ
редактор сайта W-O-S

 

«Во все тяжкие»

Тут все понятно: первая часть заключительного сезона, которая заставляет ожидать второй части с особым страданием. Возможно, в этом сезоне не хватило, как в предыдущих, четкого антагониста Уолтера Уайта, но, с другой стороны, зритель наконец познал все величие Уолтера в роли наркобарона и всю глубину его падения «во все тяжкие»: тихий домашний террор жены, отсутствие взаимопонимания с подельниками, ну и, конечно, наркополиция во главе со свояком Хэнком. И, конечно, это по-прежнему лучшее шоу с технической стороны (монтаж, картинка, музыка), ну и лучшая сцена года: зачистка заключенных свидетелей под Нэта «Короля» Коула. А также две фразы года: «Yeah bitch, magnets!» и «Say my name». Отдельного упоминания заслуживает перекличка пролога сезона с эпилогом — теперь-то мы точно знаем, что эта история никак не закончится хэппи-эндом.

 

 

«На старт»

Какой сериал меня удивил, так это Go On — не было возможности его смотреть еженедельно, но я сумел наверстать упущенное за какие-то пару дней. В общем, Мэттью Перри с непонятно какой попытки, похоже, нашел себе место на современном телевидении (кроме главной роли здесь, у него отличная периодическая роль в «Хорошей жене») — он здесь явно в ударе и у него отличные партнеры. Стоит отметить и очень меткое попадание сценаристов с выбором комедийного сюжета о потере близких — это же очень деликатная тема, но здесь ты смеешься над тем, что часто творят пациенты и терапевт, хотя есть моменты, когда за них невероятно обидно и грустно. NBC часто выдает отличные комедии, и это одна из таких, надо надеяться, что ее нескоро закроют.

 

 

«Чужой среди своих»

Из разочарований — Homeland, но это, наверное, связано с тем, что первый сезон был просто великим, а второму не удалось хоть как-то с ним сравняться. Теперь стали раздражать более-менее все детали, которые казались в первом сзеоне очень важным для развития сюжета: рыдания Клэр Дэйнс, вечное безумие в глазах Дэмиана Льюиса, борода Мэнди Патинкина. Что страшнее, так это то, что сюжет потерял логику и интригу, которые были в первом сезоне. Ах да, я еще забыл про дочку Броуди, которую давно надо было убить.

 

 

«Отбросы»

Еще разочаровал новый сезон Misfits, но он настолько плох, что даже как-то и говорить о нем стыдно. Сериал потерял добрую часть главных героев (Руди классный, правда, но не вытягивает), что препятствует нормальному визуальному восприятию, но тут еще налицо топтание на одном месте в плане сюжета.

 

 

«Студия 30» и «Офис»

Последние эпизоды перед каникулами 30 Rock и The Office получились такими, какими и должны быть последние сезоны подобных сериалов: милые и заставляющие заранее ностальгировать по старым эпизодам. Когда они все-таки закончатся — будет очень грустно.

 

 

«Лига»

Ну и самый смешной сериал года — это уж точно «Лига». Что важно тут понимать: чаще всего сериалы дают трамплин к славе малоизвестным комикам («Офис» — Стиву Карреллу, It's Always Sunny at Philadelphia — Чарли Дэю), здесь же все происходит явно наоборот — малоизвестные комики, когда-то упустившие свой шанс, развлекаются как хотят.

Вернуться к содержанию 

 

«Игра престолов», «Пригород»
и Джеймс Ван Дер Бик

НИКОЛАЙ ПРОРОКОВ
библиотекарь института архитектуры, медиа и дизайна Strelka

 

В уходящем году я старался смотреть поменьше сериалов, практикуя технику «медленного чтения» — правильный, на мой взгляд, подход в эпоху безумного потребления. Как результат — мои итоги довольно банальные. Лучший сериал — без вариантов Game of Thrones, учитывая, что все, казалось бы, перекормлены фэнтези на долгие годы вперед, это особенно круто. Лучший ситком — Suburgatory: очень удачное сочетание сатиры, направленной на социальные клише и при этом живых, неплоских персонажей. Раннер-ап — Don't Trust the B---- in Apartment 23, как минимум за Джеймса Ван Дер Бика из «Бухты Доусона», играющего Джеймса Ван Дер Бика. Разочарование — New Girl с Зоуи Дешанель (правда, говорят, он дальше разгоняется, я сломался на первых сериях, слишком высоки были ожидания). Отдельно хочется отметить лучший российский сериал года — «Зайцев+1». О нем не писала передовая пресса — ну как же, это ТНТ, там Галустян, все дела. При этом аудитория «Интернов» и «Пацанов» его тоже особо не приняла. И зря: без всяких скидок на guilty pleasure — это самобытный сериал про раздвоение личности, со своей поэтикой, своеобразной игрой актеров, а главное, Галустяна там не так уж много.

Вернуться к содержанию

 

«Американская история ужасов»
и снова «Игра престолов»

ВАСИЛИЙ МИЛОВИДОВ
кинокритик

 

«Американская история ужасов»

Под конец года главным развлечением ожидаемо стала «Американская история ужасов». Мы пока не знаем, чем все закончится, и, пожалуй, второй сезон и правда не столь стройный, как первый. С другой стороны, для сериала, который все смотрят, потому что это самое безумное и непоследовательное, что есть сейчас в телевизоре, стройность, быть может, и не так важна. Избавившись от необходимости тянуть последовательную линию (вроде истории одной семьи), создатели просто создали большой сеттинг, комнату с игрушками, в которой могут творить все, что захотят. Так что в плане чистого, незамутненного веселья этот сезон явно обгоняет первый. Узнать, чем закончится противостояние нацистов, зомби и пришельцев и что будет с сестрой Джуд, мне пока что значительно интереснее, чем было следить за в основном любовными переживаниями семьи Хармон.

 

 

«Игра престолов»

Второй сезон «Игр престолов» ретроспективно кажется депрессивной, тяжелой и немного неповоротливой махиной, в которой не очень понятно, что именно произошло. Там, наверное, было слишком много необязательного, Шона Бина реально не доставало (роль главного харизматика свалилась все-таки на хрупкие плечи Динклейджа), но в целом списывать сериал со счетов пока что рано — он все-таки слишком необычная и редкая вещь на ТВ. Запомнилась в нем в первую очередь мрачная и тягучая атмосфера — предчувствие, что все скоро станет совсем плохо (будем надеяться, для героев, а не для нас).

Вернуться к содержанию

   

«Как я встретил вашу маму», «Революция»
и другие разочарования года

МАША ЗАЛИВАНСКАЯ
редактор сайта OpenSpace

 

Почти каждая серия HIMYM (кроме последней), как визит к стоматологу — терпишь двадцать минут, а потом все равно неудовлетворение на полдня. Big Bang Theory перестал быть не только смешным, но и просто приятным. Grey’s Anatomy должны были бы закончить на авиакатастрофе конца прошлого сезона (как и Army wives, кстати), но, увы. Revolution как Terra Nova — первые несколько серий отличные, а потом понимаешь, что ничего хорошего сценаристы не вытянут (к тому же главная героиня слишком похожа на Лизу Боярскую). 666 Park Avenue держало чуть дольше, но, если не страшно уже даже мне, значит, все остальные давно выключили. Не зря прикрыли.
И даже красота отдельных вампиров аж в двух сериалах не перевешивает дебильность сюжетных ходов. Так что я с горя перешла на реалити: худеющих толстячков (Biggest loser), стремящихся в Glee детишек (Glee project), сумасшедших модельеров-самоучек (Project Runway — Team Dimitry!). Потому что очень простые, нажимающие на очевидные кнопки, но какие-то честные эмоции.

В общем, пусть Дед Мороз принесет нам в 2013-м что-нибудь такое же крутое, как The O.C., первые сезоны Хауса и Supernatural.

Вернуться к содержанию

 

Заключительное слово

ЕКАТЕРИНА БИРГЕР
журналист

 

Не сказать «спасибо» уходящему телегоду — грешновато. 2012-й был бы скучным, если бы не случилось стремительных соркинских диалогов и разбитого сердца Уилла МакЭвоя в The Newsroom. Менее черствым — без музыкальных страстей Nashville и вековых семейных интриг Downton Abbey. С окончанием и закрытием сериала Boss в 2012-м мы потеряли настоящую виагру для мозгов — смесь из политики, секса и безумия (верните обратно!). Не будь Game of Thrones, непонятно, кто бы и что бы удовлетворило естественную потребность в сказках для взрослых. Без Justified не хотелось бы все время говорить с характерным южноамериканским акцентом. За смех до слез, эпические юзерпики и шутки, которые хочется постоянно цитировать на фейсбуке, спасибо New Girl, Parks and Recreation, Modern Family и The Mindy Project. Аминь, на каникулы я ухожу с предвкушением просмотра Sons of Anarchy — пять сезонов, и все мои!

Вернуться к содержанию

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться