Views Comments Previous Next Search

МузыкаНеистовый респект:
Женщины в хип-хопе,
часть I

Первая девушка-эмси, основоположница дисса, борец за равноправие и другие важные женщины в истории хип-хопа

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
 — Музыка на Wonderzine

не секрет, что в последние годы мы все чаще слушаем хип-хоп, листаем инстаграмы современных девушек-эмси, например M.I.A., и следим, как Азилия Бэнкс методично цапается с Игги Азалией и другими своими коллегами. Чтобы лучше понимать, в чем очарование современных див хип-хопа, мы решили оглянуться на 30 лет назад и рассказать о пионерках жанра, проложивших дорогу миллионам последовательниц и задавших тренды, на которых держится сегодняшняя поп-культура.

В серии постов мы расскажем о представительницах трех периодов становления хип-хоп-культуры и о том, как девушки-эмси пробивали себе дорогу в мире мужского рэпа. Сегодня речь пойдет о героинях конца 70-х-начала 90-х годов, некоторые из которых начинали как единственные участницы в мужских рэп-группах, зарабатывали первые в истории хип-хопа «Грэмми» и без зазрения совести использовали секс как оружие в борьбе за место под солнцем.

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 1.

соня батоврина

 

MC Sha Rock

  

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 2.

В апреле 2013-го Sha Rock назначена главным куратором литературной коллекции, посвященной хип-хоп-культуре,
в библиотеке Корнелльского университета.

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 3.

 

Леди Sha Rock, она же Шэрон Грин, считается первой женщиной-эмси и одной из икон женского хип-хопа, на годы вперед установившей стандарты читки для будущих див речитатива. В середине 70-х, когда рэп-культура еще только-только формировалась, Sha Rock дебютировала на сцене как единственная девушка в мужской группе Funky 4 + 1. К слову, команда стала первым рэп-коллективом, который появился на американском национальном телевидении в эфире шоу Saturday Night Live, и первой рэп-группой, заключившей контракт с рекорд-лейблом. Еще одним творческим успехом Funky 4 + 1 стал 9-минутный трек «That's the Joint», удостоившийся звания лучшей песни 80-х от музыкального критика The Village Voice Роберта Кристгау.

Помимо громкой музыкальной карьеры Sha Rock известна общественными достижениями: она много лет проработала в системе уголовного наказания США, в том числе занималась просветительской работой и менторством среди подростков.

 

Роксан Шанте

  

 

Основательница дисса как полноценного рэп-жанра и зачинатель самой длинной цепочки ответных диссов, получившей название «Roxanne Wars». Будучи 14-летней девчонкой из Куинса, Шанте записала «Roxanne's Revenge» (1984) — дисс на песню популярной в 80-х хип-хоп-группы UTFO «Roxanne, Roxanne». Парни пели о лирической героине по имени Роксана, которую не смогли впечатлить своим рэп-мастерством и, соответственно, не сумели склеить. Шанте ответила UTFO расчетливой и хлесткой импровизацией от имени Роксаны, жестко прокомментировав успехи парней в музыке, их внешность и умственные способности. Впоследствии примеру Шанте последовали еще порядка 100 исполнителей, записавших свои диссы в рамках «Roxanne Wars». Для самой же Роксан Шанте «Roxanne's Revenge» стала не просто дебютным треком, положившим начало громкой, но скоротечной популярности, но и главным хитом за всю ее недолгую музыкальную карьеру. В любом случае, нельзя не признать, что без смелого для своего времени выступления Шанте мы, возможно, не наблюдали бы сейчас, как публично кроют друг друга Азилия Бэнкс и Игги Азалия. Рэп-дивы перестали бояться быть дерзкими еще в 80-х, и слава богу.

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 4.

Сегодня Роксан Шанте — практикующий  психолог.
В числе прочего она советует пациентам выпустить своего
внутреннего эмси и прокричать вслух все, что у них на уме

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 5.

 

J. J. Fad

  

 

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 6.

В 2006 году певица Ферги использовала фрагмент из главного хита
J. J. Fad « Supersonic» в своем треке «Fergalicious»

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 7.

Это трио с восточного побережья США вошло в историю рэп-музыки как первая женская хип-хоп-группа, чей сингл был номинирован на «Грэмми» и достиг платинового статуса. Песня J. J. Fad «Supersonic» с одноименного альбома продержалась в чарте Billboard целых четыре месяца, но оказалась первым и последним успехом трио. Своей краткосрочной популярностью группа обязана продюсерам Dr. Dre и DJ Yella, которые разнообразили звук J. J. Fad типичными для 80-х и понятными для массовой аудитории электропоп-мотивами. О том, что главный хит трио актуален и сегодня, свидетельствует хотя бы тот факт, что под него можно устроить танцевальный баттл в видеоигре Dance Central 3 наравне с треками Мисси Элиот и Ники Минаж.

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 8.

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 9.

 

 

MC Lyte

  

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 10.

В прошлом году MC Lyte запустила некоммерческий
фонд Hip Hop Sisters Foundation, через который помогает
начинающим хип-хопершам

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 11.

MC Lyte (Лана Мишель Мурер) — одна из самых влиятельных и уважаемых рэп-исполнительниц за всю историю музыки. Дерзкая и прямолинейная, она одной из первых стала освещать в песнях социальные проблемы. Так, дебютный трек «I Cram to Understand U» (на минуточку, 1986 года!) MC Lyte посвятила невозможности отношений с парнем, который сидит на крэке. Во времена былой славы рэперша составляла достойную конкуренцию популярным мужчинам хип-хоперам вроде парней из Run DMC. Очень быстро завоевала признание со стороны музыкальных критиков и закрепила свое положение несколькими успешными альбомами. Более того, MC Lyte одной из первых заметила талант Мисси Элиот и в середине 90-х записала с ней трек «Cold Rock a Party».

Рэперша до сих пор изредка выпускает новые песни, параллельно снимается в кино и сериалах, а также успешно работает как закадровый диктор: например, она стала официальным голосом кабельного канала Starz.

 

Куин Латифа

  

 

 

Женщина множества талантов, начавшая свою карьеру как битбоксер в 1998 году и ставшая первой рэп-артисткой, номинированной на «Оскар» (за фильм «Чикаго»). Музыкальная карьера Куин Латифы резко пошла в гору в 1993 году после выхода сингла «U.N.I.T.Y.», принесшего ей «Грэмми». Эту песню-протест против неуважительного отношения к женщинам в фаллоцентричном мире рэп-музыки и в социуме в целом радиостанции крутили без цензурных запикиваний, чтобы подчернуть важность посыла артистки, хотя каждый куплет Латифа заканчивала строчкой «Who you calling a bitch?». С тех пор артистка считается одной из главных ролевых моделей для темнокожего рэп-комьюнити. Учитывая, что осенью у Куин Латифы должно выйти собственное дневное ТВ-шоу, такими темпами она рано или поздно и Опру подвинет.

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 12.

В 2000-х Куин Латифа заработала «Золотой глобус»
и премию Гильдии киноактеров за роль ВИЧ-положительной
матери-одиночки, борющейся с наркозависимостью в ТВ-фильме
канала HBO «Жизнеобеспечение»

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 13.

 

Salt-N-Pepa

  

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 14.

Этим летом у Salt-N-Pepa проходит ностальгический мини-тур по США

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 15.

Salt-N-Pepa — это рэперши Salt (Черил Джеймс) и Pepa (Сандра Дэнтон), а также DJ Spinderella (Дейдра Ропер), все вместе они — одна из первых женских и по-настоящему успешных хип-хоп-групп своего времени. Девушки попали в международные чарты и историю рэп-музыки благодаря хиту «Push It» — привязчивой песенке на тему секса с характерным танцем, который участницы трио исполняли на сцене и который преданные слушатели имитируют до сих пор, но уже совсем под другие мелодии. В своем творчестве Salt-N-Pepa не стеснялись поднимать темы, которые оставались под запретом для других рэперов. Так, второй крупный хит группы «Let's Talk About Sex» вышел в 1991-м и был запрещен на многих американских радиостанциях при том, что все заработанные на записи средства шли в фонд борьбы со СПИДом. Впрочем, это не помешало песне получить номинацию на «Грэмми», а Salt-N-Pepa выиграть награду, правда, несколько лет спустя и уже за другой трек, зато с показательным названием «None of Your Business».

Активная и даже по сегодняшним меркам успешная карьера группы продолжалась до начала 2000-х, после чего девушки занялись семейной жизнью, написанием мемуаров и радовали старых поклонников появлением в ТВ-шоу, музыкальных и не очень, и на мероприятиях, посвященных пестованию легенд хип-хопа.

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 16.

 

 

Мони Лав

  

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 18.

В 2000-х Мони Лав отошла от музыкальной карьеры
и сконцентрировалась на работе радиодиджея

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 19.

Эмси из Великобритании, Симона Гуден больше известна под сценическим именем Мони Лав. Сегодня, описывая свой вклад в становление хип-хоп-культуры, она называет себя «первой коммерчески успешной импортной рэпершей в истории хип-хопа». И в общем-то не лукавит. Протеже Куин Латифы, Лав дважды номинировалась на «Грэмми» и стала одной из первых британских рэп-исполнительниц, подписавших контракт с мэйджор-лейблом и добившихся мирового признания. В конце 80-х и начале 90-х Мони Лав была частью влиятельной группировки артистов Native Tongues (Куин Латифы, парни из De La Soul и A Tribe Called Quest и др.) — пионеров джаз-рэпа, настроенных позитивно и открыто и превративших это свое отношение к музыке и жизни в полноценный мейнстримовый жанр. Лав до сих пор смущается, когда ее ставят в один ряд с такими столпами хип-хоп-культуры, как Роксан Шанте и Sha Rock, но потом с гордостью рассказывает, что с благодарностями за вдохновляющий пример к ней подходили Ники Минаж, Da Brat и Left Eye из TLC.   

 

Нене Черри

  

 

 

Шведка Нене Черри честно заслужила место в нашем списке хип-хоп-пионерок благодаря своему таланту смешивать уличный стиль и дизайнерскую одежду и в жизни, и в клипах. Шутим. Главный вклад Черри в становление хип-хоп-культуры 80-х — это, конечно, песня «Buffalo Stance» — наглядный пример того, как на стыке рэпа и поп-музыки может родиться взрывной хит, одинаково любимый фанатами хип-хопа и почитателями танцевальных ритмов. При этом характерный для Нене Черри микс фэшна и музыки в «Buffalo Stance» соблюден идеально: трек отсылает к группировке фотографов, моделей и стилистов Buffalo, частью которой была артистка, и одновременно обыгрывает термин «stance», описывающий характерную позу манекенщиц со страниц модных журналов Лондона того времени. Нельзя не отметить, что с точки зрения эстетики первые клипы Нене Черри, например «Manchild», сегодня органично вписываются в один ряд с роликами современных сипанк-артисток. В своеобразном предвидении будущего тренда и заключается гигантская заслуга Черри: мы сейчас не про сипанк, а про то, как элементы хип-хопа спустя всего пять лет станут неотъемлемой частью звука целой плеяды женских поп-групп вроде All Saints и Spice Girls.

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 20.

В середине 2000-х Нене Черри выступала на сцене
нью-йоркского театра «Апполо» с группой Gorillaz, с которой
записала совместный трек «Kids With Guns»

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 21.

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 22.

 

Лиза Left Eye Лопес

  

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 23.

Еще при жизни Left Eye основала благотворительный фонд Lisa Lopes Foundation,
который до сих пор оказывает помощь нуждающимся детям

Самая яркая участница TLC, Left Eye погибла в автокатастрофе на пике сольной карьеры, но ее личность до сих пор — повод порассуждать, что бы было с музыкой, если бы Лиза осталась жива. Лопес написала для TLC множество хитов, в числе которых «No Scrubs» и первый громкий сингл группы «Ain't 2 Proud 2 Beg». Left Eye вместе с TLC заработали четыре «Грэмми». Она прославилась своими молниеносными речитативами, узнаваемым девичьим голосом и безумными выходками. Например, не стеснялась прилепить презерватив на одно из стекол своих очков, чтобы продемонстрировать позицию группы по поводу безопасного секса, или сожгла ботинки бойфренда (а с ними и весь его дом) за то, что тот плохо с ней обращался. Последний месяц жизни Left Eye по иронии судьбы был задокументирован и вышел отдельным фильмом «The Last Days of Left Eye». На нагробии артистки выгравирован текст песни TLC «Waterfalls» — «Dreams are hopeless aspirations, in hopes of coming true, believe in yourself, the rest is up to me and you».

 

Неистовый респект:
Женщины в хип-хопе, 
часть I
. Изображение № 24.

 

  

Фотографии: Photo 1, photo 2 via Shutterstock

 

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.