Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноВ главных ролях:
Кейт Бланшетт
и её лучшие фильмы

Как австралийская театральная актриса подчинила себе Голливуд

В главных ролях:
Кейт Бланшетт
и её лучшие фильмы — Кино на Wonderzine

ТЕКСТ: Алиса Таёжная

В ПРОКАТ ВЫХОДИТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «МАНИФЕСТО», построенный на монологах Кейт Бланшетт. Перевоплощаясь в разных персонажей — от сотрудника научной лаборатории до бомжа или панк-звезды, — Кейт зачитывает самые важные для современной культуры манифесты: от Карла Маркса до Джима Джармуша. В том, что Кейт Бланшетт может стать кем угодно, никто давно не сомневается. И все её предыдущие роли, и чудеса мимикрии в «Манифесто» — доказательство всемогущества актрисы. Разбираемся, как из фанатки театра из Австралии Бланшетт превратилась в универсального мастера с двумя «Оскарами» в своей карьере.

Многолетних сериалов, бесконечных кастингов и известных родителей с телефонами влиятельных агентов в её жизненном сценарии не было. Выпустившись с актёрского факультета в двадцать три года, Бланшетт была не из тех избалованных детей, которых родители с ранних лет готовили для жизни в искусстве. Оставшись без отца в десять лет, она рано стала самостоятельной, прилежно училась и параллельно подрабатывала в доме престарелых, ушла из университета и к двадцати годам не была уверена ни в чём, кроме желания иметь отношение к театру. 

«В семнадцать лет я сказала себе, что хочу делать работу, которая оставит мне свободу передвижения и даст возможность общаться с людьми, которых я уважаю и которые в ответ уважают меня», — вспоминает Кейт Бланшетт дни, когда созрела быть актрисой. Выросшая вокруг театра, она не ассоциировала актёрскую работу с кино, потому что все восхищавшие её актёры и роли существовали на сцене. Возможно, поэтому Бланшетт пришла к фильмам очень поздно, сыграв первую роль в двадцать пять лет: сейчас это возраст, к которому молодые актрисы разгоняются для битвы за «Оскар». 

«Все важные опыты в жизни необязательно выстраиваются в понятную лестницу», — говорит Бланшетт о своих ролях и шутит, что, если не получит интересных предложений, найдёт себе применение где угодно — хоть в Красном Кресте. «Для меня гораздо важнее быть частью чего-то особенного и работать с великими режиссёрами, нежели быть звездой. Какую бы маленькую роль мне ни предлагали, моё решение зависело от того, кто это делал». С небольших ролей у Энтони Мингеллы, Салли Поттер и всемогущего Питера Джексона, впустившего Бланшетт в эльфийский заповедник саги «Властелин колец», Бланшетт, после небольшого опыта на телевидении и длинной театральной карьеры, наконец стала звездой мейнстрима.

Актёрская карьера в большей степени связана, по мнению Кейт, с двойственной природой характера: быть твердокожей по отношению к деструктивной критике, наградам и осуждению — и максимально уязвимой, открытой к человеческому поведению и психологии персонажа. «Если бы социальные сети были человеком, вы бы никогда не согласились поужинать с ним, потому что в нём собраны все слабости нашего вида. От вопросов „Ну как я выгляжу?“ и „Я вам нравлюсь?“ надо отходить как можно раньше и как можно дальше», — рассуждает она о нарциссизме и самооценке. Об актёрском мастерстве в интервью Бланшетт говорит не менее убедительно, чем Станиславский или Страсберг: к выбору ролей у неё давно есть свой подход. Условия, на которых актриса принимает новые предложения: движение относительно того, что она уже успела сделать, и бесстрашный отказ от душевного спокойствия. В итоге роли, на которых Кейт потела, психовала и была максимально дезориентирована, и принесли ей самый большой успех.

 

Ораторский талант Бланшетт помогает ей в артикуляции персонажей — часто зыбких, неуловимых и не поддающихся рациональному объяснению

 

Во всех интервью Кейт производит впечатление твёрдо стоящего на ногах, конкретного и практичного человека, всегда выбирающего синицу в руках — и каждый раз более крупную. Она рассказывает, что никогда не рисовала себе наград, не искала узнаваемости и внимания прессы, — и в это легко поверить, глядя на её собранный взгляд, волевые скулы и точность, с которой она без суеты выбирает правильные слова. На вопросы о том, воспитанное это свойство или приобретённое, актриса вспоминает, как в детстве, проведённом с бабушкой и матерью, отказ от самоуважения и реализации осуждался близкими как опасный уход от себя. И в 1997 году эта концентрация воли и принесла артистке из Австралии, только начинающей свой путь в кино, роль самой Елизаветы I. Чтобы понять, как ей удалось заполучить эту роль, а заодно достучаться до Аллена, Андерсона, Иньярриту и Скорсезе, достаточно посмотреть на импровизации Кейт: она моментально настраивается и работает на аудиторию без подготовки и желания покорить. 

Бланшетт — тот тип умной и не очень удобной собеседницы, которая идеально держит удар и может раскачать самый заурядный разговор. Её публичную позицию о материнстве и усыновлении (четвёртый ребёнок актрисы — приёмный) хорошо иллюстрирует едва ли не лучшая прямая речь об осознанном родительстве и эмпатии в семье. Ораторский талант Бланшетт и редкое умение в ясном и структурированном выступлении доносить базовые ценности помогает ей не только в создании публичного образа, но и в артикуляции персонажей — часто зыбких, неуловимых и не поддающихся рациональному объяснению.  

Среди самых сложных актёрских авантюр, в которые пускалась актриса, — историческая стилизация Стивена Содерберга «Хороший немец», бесконечный и бессюжетный проект Терренса Малика «Рыцарь кубков» и «Меня там нет» Тодда Хейнса, где Бланшетт буквально переродилась в Боба Дилана (фильм можно считать актёрским фокусом по примеру «Манифесто»). Её роль у Хейнса — безусловный актёрский триумф Бланшетт, для которой не важны ни внешние сходства, ни дата рождения, ни гендер, чтобы передать свободных дух бесстрашного поэта. По-настоящему выдающуюся эмоциональную палитру Бланшетт продемонстрировала и в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», где сыграла балерину, проживающую жизнь в страстных отношениях с человеком, стареющим наоборот. Если в кино нулевых и существует метафора вечной любви, то это загримированная под старушку Бланшетт, качающая на руках своего мужчину в возрасте младенца.  

Десять лет назад обосновавшись в Австралии, актриса стала частью местного кинодвижения — постоянно играя в Сиднейской театральной компании и взяв на себя патронаж над местными наградами и фестивалями. Австралийские актёры регулярно едут на заработки и за славой в Голливуд, но редко возвращаются, и к мнению актрисы, получившей два «Оскара» и при этом продолжающей отдавать половину жизни театру, сложно не прислушиваться.

Пожалуй, главная победа Кейт как актрисы — «Оскар» за лучшую женскую роль в «Жасмин» — сопровождалась не только обстоятельным списком благодарностей, но и победоносным заключением актрисы о состоянии индустрии и своей работе. Она уверена, что психологически сложные женские истории актуальны, важны для зрителей, собирают отличную кассу и необходимы Голливуду для поддержания тонуса, а феминизм выходит из гетто и превращается в общую повестку. Как человек из мира современного театра — куда менее консервативной среды, чем киномейнстрим, — Бланшетт продолжает недоумевать, отчего удачные проекты о женщинах, как и двадцать — тридцать лет назад, по инерции называют новым этапом: «Каждый раз, когда интересные и сложные роли играются женщинами на большом экране, кто-то спрашивает: „По-вашему, это прорыв?“ и „Значит ли это, что будет больше чего-то похожего?“. Мы постоянно оказываемся в одном и том же диалоге, и это бросается в глаза. Есть бездна замечательных ролей для женщин и много чудесных исполнительниц — надо просто начинать». Кейт уже начала и явно готова поддержать своих последовательниц.

 

Ещё 5 отличных фильмов с Кейт Бланшетт

Кофе и сигареты

Кейт Бланшетт не совсем случайно читает манифест Джима Джармуша: в настолько же культовом, насколько и необязательном фильме «Кофе и сигареты» она играет в эпизоде двух кузин. Антропологический фильм Джармуша о якобы кофе и сигаретах выясняет, как устроены пустые или толковые разговоры, какими глупостями мы заполняем паузы, когда тянемся за сигаретой и заказываем вечную чашку нервно-бодрящего напитка.

Бланшетт берётся за двух женских героинь — карикатурную версию себя с заранее заготовленной улыбкой, вежливыми вопросами и отсутствующим взглядом. Её оппонентка — держащаяся развязно и независимо длинноволосая брюнетка, которая встречается с музыкантом индастриал-группы и в стерильных гостиничных интерьерах выглядит так, как будто пережила зомби-апокалипсис. Десятиминутный разговор показывает всю неприглядность встреч для проформы, где искусственными и вымученными кажутся реплики обеих сторон: и знаменитости, решившей одарить драгоценным вниманием двоюродную сестру, и сестры, которая не в силах перевести фальшивый разговор в естественное русло.

Авиатор

Роль, за которую Кейт Бланшетт получила «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана», — прочтение канонического образа Кэтрин Хепбёрн: иконы стиля, храброй женщины своего времени и уверенной в себе энтузиастки. По факту Хепбёрн сыграла важную роль не только в карьере авиатора Говарда Хьюза, но и в его борьбе с обсессивно-компульсивным расстройством. Откровенные разговоры об уязвимости, упрямство и честность, с которой Кейт начала и закончила отношения, переосмысляет глянцевую голливудскую фигуру, чьи роли остались в тени обстоятельств не менее интересной жизни.

Изучив перед съёмками карьеру и взгляды Хепбёрн, Бланшетт позже обсуждала актрис золотого века Голливуда с ярко выраженным почтением: по её мнению, для звёздности в тот момент требовалась невероятная работоспособность и сила воли, а возможностей стать всемирно известной актрисой было куда меньше, чем сейчас. Хепбёрн и женщины её склада получили восхитительное воплощение у Бланшетт, которая неожиданно смягчается в интимных сценах, а на публике всегда держит спину прямо.

Жасмин

Трагедия Вуди Аллена о конкуренции двух сестёр сводится к давно разделяемой автором истине: каждый, так или иначе, архитектор собственного счастья. Жасмин приезжает к сестре, к которой всегда относилась покровительственно и даже снисходительно, чтобы увидеть её мещанскую жизнь в Сан-Франциско, милого, но непритязательного приятеля и будни обычных людей, которых прежде видела только по телевизору.

Жасмин, удачно вышедшая замуж и построившая достойную жизнь на Манхэттене, только что всё потеряла: её муж находится под следствием. Постепенно мы выясняем, что не только Жасмин потерпевшая в этой ситуации: её сестра с бывшим мужем пострадали от финансовых махинаций мужа Жасмин и их брак давно распался. Теперь нью-йоркская жена ищет поддержки у более бедной и неудачливой сестры в Калифорнии — и Аллен виртуозно вносит тему вечного соперничества, зависти и годами копившихся претензий.

Кэрол

Мелодрама Тодда Хейнса о невозможной любви в декорациях 50-х. Кейт Бланшетт играет заглавную героиню — богатую жену и мать семейства Кэрол, которая приходит на рождественскую распродажу в универмаг за подарком для дочки. Её брак давно развалился, но в ту церемонную эпоху о таких вещах не говорят, как и не жалуются на щемящее одиночество.

Через прилавок от Кэрол — юная и хорошенькая продавщица Терез, увлекающаяся фотографией. Она не торопится замуж, тоже скучает и набирает номер незнакомки, чтобы вернуть забытые перчатки. Интерес перерастает в приятельство, а нежная дружба — в чувство, которое согласно кодексу времени и патриархальным ожиданиям следует спрятать как можно дальше. Но «Кэрол» — фильм не о том, как обстоятельства разрушают чувства, а о том, как первая любовь неотделима от инфантильного восхищения и может сгинуть из-за неожиданных препятствий так же неожиданно, как и появилась.

Скандальный дневник

Феноменальное актёрское противостояние Джуди Денч и Кейт Бланшетт в истории о неискренней дружбе с двойным дном между двумя учительницами в обычной школе. Шеба выходит на работу после длительного перерыва: вышедшая замуж за мужчину старше себя, она провела годы, воспитывая дома сына с синдромом Дауна. Барбара дорабатывает последние годы перед пенсией: преподавательница истории внимательна к деталям и начинает следить за юной коллегой, узнав спустя время о её романе с пятнадцатилетним учеником.

«Скандальный дневник» — не школьная драма об учительских ценностях, а пристальный взгляд на манипуляции в отношениях: будут ли это подростки, женщины в кризисе среднего возраста и скучающие по власти пенсионерки. Причина взаимного интереса героинь до определённого момента будет загадкой, а фильм будет избегать ожидаемого финала, чтобы обнажить характер двух на первый взгляд не похожих героинь, которых объединяет одно неприятное свойство — видеть слабости других и пользоваться ими.

Фотографии: Dogwood Films, Bayerischer Rundfunk, Asmik Ace Entertainment, Forward Pass, Gravier Productions, Weinstein Company, Fox Searchlight Pictures

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться