Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноПламенный мотор: 10 важных русских фильмов, снятых женщинами

Вспоминаем главные вехи женского отечественного кинематографа — от «Подкидыша» до «Богиня: Как я полюбила»

Пламенный мотор: 10 важных русских фильмов, снятых женщинами — Кино на Wonderzine

В Сочи стартовал главный фестиваль российского кино «Кинотавр», на котором в этом году будет мощный пул фильмов, снятых женщинами. О них мы еще расскажем ближе к концу киносмотра, а пока предлагаем вспомнить славную историю. Рассказываем о шедеврах, снятых богинями нашего кинематографа, и немножко о них самих.

Текст: Анна Сотникова

 

Подкидыш

Представительница первого поколения советских женщин-кинорежиссеров, чей третий фильм знают, кажется, все жители советского и постсоветского пространства. Это «Подкидыш», где Фаина Раневская произносит свое знаменитое «Муля, не нервируй меня!». Историю о похождениях пятилетней Наташи написала Рина Зеленая в соавторстве с Агнией Барто, и она стала одним из первых семейных фильмов в Советском Союзе. «Подкидыш» по праву считается главным фильмом Лукашевич, одним ударом записавшим ее в ряды советских классиков, но в ее фильмографии есть еще несколько интересных вещей, например, «Аттестат зрелости», где дебютировал Василий Лановой, или «Слепой музыкант» — экранизация знаменитой повести Короленко.

Режиссер: Татьяна Лукашевич

В ролях: Вероника Лебедева-Синицина, Фаина Раневская, Петр Репнин, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Ольга Жизнева, Виктор Громов, Татьяна Барышева, Дмитрий Глухов

ГОД ВЫХОДА: 1939

 

 

Повесть пламенных лет

Юлия Солнцева — Аэлита из «Аэлиты», подруга Маяковского, жена и соратница Александра Довженко, унаследовавшая его стиль героической кинопоэмы о трудовых и военных подвигах советского народа. «Повесть пламенных лет» как раз пример такого кино, получивший в 1961 году приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Красочное жизнеописание приднепровского колхозника, с приходом Великой Отечественной войны ставшего солдатом, проделавшего путь от Днепра до Берлина, а по возвращении принявшего сев на освобожденной земле. Если отвлечься от невероятного идеологического пафоса, то в фильмах Солнцевой завораживает в первую очередь абсолютная нереальность происходящего, тот факт, что они существуют в рамках собственной мифологии, со своими богами и монстрами (в фильме «Поэма о море», например, есть Бог Гидромеханизации), где от колхозников с трактористами исходит божественное сияние античной красы, а фашистские монстры творят свои черные дела за кадром. Советский человек, совершающий такие подвиги, которые и не снились Гераклу, — жанр, оставшийся далеко в прошлом, но совершенно не потерявший при этом свою важность.

Режиссер: Юлия Солнцева

В ролях: Сергей Лукьянов, Светлана Жгун, Василий Меркурьев, Борис Андреев, Николай Винграновский, Зинаида Кириенко, Волдемар Акуратерс, Владимир Зельдин

ГОД ВЫХОДА: 1960

 

 

Крылья

 

Воплощение советской женской кинорежиссуры, женщина трагической судьбы, успевшая за свою недолгую жизнь снять всего пять фильмов — зато все великие, — Лариса Шепитько прославилась своим вторым фильмом, психологической драмой «Крылья». Тонкая, чувственная и очень женственная история бывшей летчицы, боевого офицера и героя войны Надежды Петрухиной, которая после демобилизации стала обычной школьной учительницей. Через двадцать лет после войны Надежда работает директором ПТУ и вроде бы по всем параметрам должна быть счастлива: у нее есть любимая работа, дочь выходит замуж, в музее — фотография в летной форме, а в прошлом — боевые награды. Но глаза смотрят в небо — и на душе неспокойно, настоящая жизнь осталась в прошлом, там, где самолет ее любимого стремительно столкнулся с землей, а то, что у нее есть сейчас, ничем не лучше, если даже не хуже смерти. Непроницаемое лицо Майи Булгаковой, получившей за «Крылья» награду «Лучшая актриса — 1966», не может расслабиться ни на минуту, а редкую улыбку вызывает разве что пятиминутный дождь. Великое кино об утраченной жизни, любви, смерти и жажде свободы.

Режиссер: Лариса Шепитько

В ролях: Майя Булгакова, Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Римма Маркова, Пантелеймон Крымов, Евгений Евстигнеев

Год выхода: 1966

 

 

Три тополя на Плющихе

«Им покоряется небо», «Карнавал», «Семнадцать мгновений весны», — Татьяну Лиознову с известной долей справедливости можно назвать самым успешным советским женщиной-режиссером. «Три тополя на Плющихе» — один из самых лиричных фильмов советского кинематографа, открытый взгляд на мир глазами крестьянки Нюры, недолюбленной жены и матери двоих детей, приехавшей в Москву продавать буженину и повстречавшей там грустного таксиста. Женщина в поисках простого женского счастья, которое вроде как рядом, а все равно не поймать, — проникновенная поэтическая зарисовка Лиозновой опередила свое время, подобравшись к людям настолько близко, насколько это возможно, сжав весь мир до мужчины и женщины. Татьяна Доронина и Олег Ефремов молчат, смотрят и дышат — между ними пропасть недоговоренностей, но в то же время они близки как никогда. Ничего так и не случилось, — но не это ли самое главное?

Режиссер: Татьяна Лиознова

В ролях: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич, Валентина Телегина, Виктор Сергачев, Алевтина Румянцева, Николай Смирнов

Год выхода: 1967

 

 

Тень

Изобретательница жанра советской киносказки наряду с Александром Роу и Александром Птушко, именно Надежда Кошеверова в соавторстве с Михаилом Шапиро сняла великий фильм «Золушка» — самое светлое и безмятежное кино поствоенной эпохи. Кожеверова училась у Григория Козинцева, сотрудничала с Евгением Шварцем, в ее фильме «Сегодня — новый аттракцион» в последний раз снялась Фаина Раневская, а еще она открыла широкому советском зрителю Олега Даля. Как раз про Олега Даля — фильм «Тень», первая экранизация пьесы Евгения Шварца, странная аллегория без определенного времени и места действия о молодом ученом, который поселился в гостиничном номере Ганса Христиана Андерсона и, сам того не понимая, стал героем новой сказки про человека, обманутого собственной тенью. Но про «Тень» вы и так все знаете, а в довольно внушительной фильмографии Кошеверовой есть один крайне странный фильм, про который редко вспоминают — «Каин XVIII». Это тоже, условно говоря, сказка, но снятая после Карибского кризиса, и на деле — антимилитаристская клоунада, комедийная антиутопия, по интонации схожая с «Доктором Стрейнджлавом». Безумные клоуны-фашисты, сказочный Рейхстаг, король-Гитлер, Рина Зеленая с пистолетами наперевес — и это еще не все радости.

Режиссер: Надежда Кошеверова

В ролях: Анастасия Вертинская, Владимир Этуш, Зиновий Гердт, Андрей Миронов, Олег Даль, Людмила Гурченко, Марина Неелова, Константин Адашевский, Георгий Вицин

Год выхода: 1971

 

 

Ищите женщину

Королева советской комедии, Эльдар Рязанов в юбке, Алла Сурикова прославилась в 1980-е романтической комедией «Будьте моим мужем» и сверхуспешным комедийным вестерном «Человек с бульвара Капуцинов». Ну и, конечно, «Ищите женщину» — всенародно любимое кино, двухсерийный «иронический детектив», снятый как оммаж фильмам-нуар. Экранизация французской адаптации пьесы «Миссис Пайпер ведет следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла об убийстве адвоката Роше, чей труп видела секретарша, но не нашел полицейский инспектор. Куравлев в шарфике, Абдулов в тренче, Софико Чиаурели вечно тараторит, «при хорошей женщине и мужчина может стать человеком», «если мода требует — и рога носят», «какая ты красивая, когда молчишь», — непонятно, что тут вообще нужно объяснять. Про фильмы Аллы Суриковой, снятые после развала Союза, мы, пожалуй, тактично умолчим.

Режиссер: Алла Сурикова

В ролях: Софико Чиаурели, Леонид Куравлев, Сергей Юрский, Елена Соловей, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Людмила Дмитриева, Владимир Басов, 
Елена Денисова (Укращенок), Нина Тер-Осипян

Год выхода: 1982

 

 

Пацаны

«Человека ударишь? И удовольствие получишь? За что ты себя ненавидишь? А что такое добрый человек?» — «Не знаю. Ведь это так сложно — быть добрыми. Действительно добрыми». «Пацаны» начинаются с псевдодокументальной вставки: трудные подростки отвечают на вопросы, которые задает участливый голос за кадром. В своих фильмах Динара Асанова пытается заглянуть в душу школьникам, которые, в свою очередь, пытаются понять взрослых, — «Ключ без права передачи», «Не болит голова у дятла», «Что бы ты выбрал?». «Пацаны», наверное, самый сильный из ее фильмов и в то же время самый «мужской»: начальник летнего спортивно-трудового лагеря старается перевоспитать стаю трудных подростков, состоящих на учете в милиции, и попутно — выяснить их отношение к миру, родителям и жизни. Асанова работает с детьми по методу импровизации, и, какими бы тяжелыми ни казались ее фильмы, в них всегда есть место лирическому романтизму, вере в человека, обретению счастья через несчастье. На мир детей она смотрит как исследователь или как наставник: ее задача — отыскать в них самое лучшее, найти в человеке, находящемся в сложной ситуации, светлые чувства. Стоит признать, это крайне благородная цель.

Режиссер: Динара Асанова

В ролях: Валерий Приемыхов, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт, Ольга Машная, Марина Левтова, Ирина Соколова, Виктор Михеев, Александр Харашкевич, Анвар Асанов, Юрий Мороз

ГОД ВЫХОДА: 1983

 

 

Гардемарины, вперед!

Анфиса из «Девчат» сняла сверхпопулярную советскую трилогию «Гардемарины», «Сватовство гусара» и «Принцессу цирка», и не упомянуть о них было бы в высшей степени странно. Легкий комедийный жанр ненавязчивого водевиля, где все счастливы и поют, несмотря на то, что на дворе темные времена — будь то конец 80-х или эпоха дворцовых переворотов, сейчас выглядит анахронизмом. Сергей Жигунов, разговаривающий голосом Олега Меньшикова, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков в роли трех друзей, втянутых в дворцовые интриги, «не вешать нос, гардемарины!», Боярский на коне, в результате — народный блокбастер, растасканный на цитаты и безошибочно узнаваемый с любого кадра. Шевельков потом скажет о фильме: «Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней — случайным. „Гардемарины‟ мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест — серьезных ролей после подобных работ не предлагают». Многие с ним не согласятся.

Режиссер: Светлана Дружинина

В ролях: Дмитрий Харатьян, Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Александр Абдулов, Виктор Борцов, Владислав Стржельчик, Евгений Евстигнеев, Михаил Боярский, Нелли Пшенная

ГОД ВЫХОДА: 1987

 

 

Астенический синдром

Кира Муратова стала режиссером Одесской киностудии еще в начале 1960-х, дебютировав короткометражкой «У крутого яра» и полным метром «Наш честный хлеб». «Астенический синдром» в свое время неоднозначно восприняла критика и партийное руководство, но оценили на Берлинском кинофестивале, вручив ему специальный приз жюри. Все, что надо знать о женском взгляде на мир, Кира Муратова озвучила устами Ренаты Литвиновой в «Трех историях»: «Этой планете я бы поставила ноль». Планета в «Астеническом синдроме» и до ноля-то с трудом дотягивает: сначала в хмуром черно-белом мире женщина хоронит своего мужа и пытается идти дальше в состоянии серьезного душевного кризиса, который только усугубляют попадающиеся на пути никчемные люди на грани нервного срыва. Но это все кино, а в реальном, цветном мире школьный учитель английского страдает астеническим синдромом, то и дело засыпая где попало, и так, находясь где-то между сном и явью, неуверенно шагает среди раздражающе абсурдных безумцев, которых принято называть здоровыми членами общества. Пациенты психбольницы ничем не лучше и не хуже — «Астенический синдром» абсолютно безжалостен к реальному миру, но зачем, спрашивается, его жалеть.

Режиссер: Кира Муратова

В ролях: Сергей Попов, Ольга Антонова, Александра Свенская, Олег Школьник

Год выхода: 1989 

 

 

Богиня: как я полюбила

Режиссерский дебют Ренаты Литвиновой, — женщины, про которую уж точно ничего не надо объяснять. Невесомое, почти эфемерное высказывание о любви и смерти: глубоко несчастная женщина-следователь Фаина, живущая где-то в мире на границе между жизнью и смертью, вяло пытается расследовать дело о паре врачей, до одури влюбленных друг в друга, укравших у соседей ребенка и покончивших с собой. Дело продвигается с трудом, потому что Фаине, даром что влюблены в нее примерно все, искренне непонятна природа любви: она пьет коньяк по утрам, живет в сумрачной съемной квартире, по которой время от времени расхаживают призраки (чаще всего — призрак ее мамы в исполнении Светланы Светличной), призывающие ее отправиться с ними на тот свет, и время от времени меланхолично навещает проход между мирами — кафе-стекляшку, где живые и мертвые на равных правах едят суп. Потом она встретит странного профессора, нашедшего путь в загробный мир при помощи смертельной сыворотки и зеркала, и про любовь ей все вдруг станет понятно. «Богиня» — странное, хрупкое кино, сюжет которого разбивается на образы и осколки, а действие подчинено логике лихорадочного сна, в котором совершенно неважно, что к чему и почему. Строго говоря, это и не кино даже — это кинопоэзия, которая, как и сама Литвинова, все время балансирует где-то на грани дурного вкуса и вечной женственности. Любовь к «Богине» не подчиняется никакой логике и не поддается объяснению — ее любишь как живое существо: за странности, шероховатости и непоследовательность; просто за то, что она — такая.

Режиссер: Рената Литвинова

В ролях: Рената Литвинова, Андрей Краско, Виктор Сухоруков, Константин Хабенский, Светлана Светличная, Максим Суханов

Год выхода: 2004

 

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться