Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноПара о любимом фильме: «Большой Лебовски»

Проверяем на прочность комедию братьев Коэн с Джеффом Бриджесом

Пара о любимом фильме: «Большой Лебовски» — Кино на Wonderzine


Можно сколько угодно предвкушать выход новых фильмов, но давайте будем откровенны: в дружеских разговорах мы чаще цитируем совсем другое кино — то, на котором выросли или навсегда полюбили в юности. Не хочется называть эти фильмы громким словом «культовые», хотя объективно они таковыми являются. Каждую неделю мы просим наши знакомые пары пересмотреть любимый фильм и прокомментировать важные для них сцены. Сегодня обсуждаем раздолбайскую комедию братьев Коэн про Чувака, боулинг, «Белый русский», ковер и мужскую дружбу.

 

  

Дарья Волгарева,
банкир

Сергей Киселев,
музыкант

Вместе 9 лет

Оба впервые посмотрели фильм в год выхода — в 1998-м. Вместе смотрели раз десять: «Большой Лебовски» — одна из точек полного совпадения вкусов. Оба обожают крепкий черный юмор без сахара и ненавидят Eagles (насквозь фальшивых птенцов Дэвида Геффена). Ну и по мнению ребят, в этом фильме, разумеется, идеальный саундтрек. В этот раз смотрели 
Blue-Ray Limited Special Edition.

 «Большой Лебовски»

реж. Джоэл и Итан Коэны,
1998

  

 

0:03:05

 

 

 

 

 

 

Сергей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 супермаркет. В этом фильме — сплошь резонансы, отражения, цикличность боулинга. В первом кадре rolling stone, в финале — песня Rolling Stones. Мы встречаем главного героя и прощаемся с второстепенным под эгидой супермаркета Ralph's («Is this your only ID?»). А главное, в фильме постоянно ротируется набор каких-то словечек и фраз, они как шары — выкатываются из машины и подхватываются всеми подряд. Герои, как и полагается, за справедливость и против агрессии. Дата на чеке — 11 сентября (предвидение), в телевизоре Буш-старший клеймит происки Саддама, отсюда отталкивается весь фильм. The ball gets rolling.

 

0:12:44

 

 

 

 

 

 

Дарья

 

Сергей

Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разговор с Большим Лебовски. Ковер как системообразующее понятие. Он основа всего, почва под ногами. Агрессоры не пройдут. Верните справедливость. Битва за правду против фальши, столкновение, на первый взгляд, двух разных миров, раунд первый. Противник — якобы успешный бизнесмен, с упорядоченной жизнью, у которого, как потом выяснится, нет ни бизнеса, ни собственной жены. Поэтому он вдвойне ненавидит пофигизм и спонтанность Чувака, равнодушного к любым индикаторам статуса.

Parlo usted ingles? Весь фильм — сплошное непонимание. Каждый говорит о своем и не слышит собеседника. Показательная истерика большого Лебовски сметается спокойствием Лебовски-нищеброда. Фальшивка перед лицом настоящего. Кегля перед стремительным броском истины.

Несмотря на явный перевес сил, победа будет за Чуваком: он разгадает все загадки и даже породнится с Большим Лебовски. Ну а дефицит интеллекта будет скомпенсирован укладыванием Большого Лебовски на ковер.

 

0:41:30

 

 

 

 

 

Сергей 

 Дарья

 Сергей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

good cop, bad cop. Кажущийся пофигизм Лебовски обманчив. Он один, как Навальный среди бреда, даже когда смешон.

Чем больше стараешься, тем меньше получается. Уолтер пытается внести порядок и заставить всех соблюдать правила — получается еще больший хаос. Он сам же нарушает свои запреты: то забудет о политкорректности, то о шаббате.

Он в некотором роде неуклюжее подмастерье Чувака, младший партнер по дзен-буддизму.

 

0:42:52

 

 

 

 

 

 

 Сергей

 

 

Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

meet Maude. Опять правда и фальшь. Чуваку открывается не только голая жопа, но и надуманность концептуального искусства. Плюс дешевый феминизм, изложенный на пижонском бритише с кучей высокопарностей и устаревших эвфемизмов. Ножницы как метафора кастрации — в общем, попса. И снова движение как в боулинге — полет и удар, на этот раз красками по холсту.


Мод копирует то, что делал Поллок, — «тело само за меня рисует», типа проекция бессознательного, а сам процесс — ритуал. Феминизм, современное искусство, порно — здесь все сплошное нагромождение клише. Примерно как Уолтер — ходячее клише про вьетнамский синдром.

 

0:46:00

 

 

 

 

 

 

Дарья 

 

 

 

 

 

 

 

 

ein Kabel. Трешовый шаблон начальных сцен порнофильмов, очень смешно, не устаю цитировать. Костюм сантехника позже обнаружит на себе Чувак в своем втором видении. Ich bin expert, в общем.

 

0:55:45

 

 

 

 

 

 

  Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

хорек в ванной. Кастрационный комплекс и агрессия, тема болезненного мачизма в параллель феминизму. После этого фильма и во многом этой сцены не могу всерьез воспринимать немцев, говорящих по-английски.

 

0:58:30

 

 

 

 

 

 

Дарья

 

Сергей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боулинг. Донни здесь, сам того не ведая, задает сакраментальный вопрос «зачем тебе Джонсон?». Это и в самом деле неочевидно.

Весь фильм происходит движение по аналогии с бросками в боулинге: Лебовски с разгона в унитаз, Банни на тачке в фонтан. А тут повисла пауза. Ангел-хранитель Сэм Эллиотт напоминает Чуваку, что не нужно переживать из-за игры, всякое бывает. И поехали бросать дальше.

 

1:11:10

 

 

 

 

 

 

Сергей

 

 

 

 

 

 

 

 

you see what happens? В банде Чувака кризис моральных ориентиров. Все устали. Нервы на пределе — they are being very un-Dude, как сказал бы Уолтер, — начинают бить врага его же оружием, тот же вопрос («где деньги?») плюс старое доброе насилие. Чувак уже устал быть героем, а Уолтер опускается до уровня агрессоров.

 

1:25:30

 

 

 

 

 

 

Сергей

 

 

 

 

 

 

 

 

полицейский участок. У представителя власти немецкая фамилия, а значит, снова грядет борьба с агрессорами. Когда шеф полиции Малибу бьет Чувака ногами — он точная копия сержанта из «Цельнометаллической оболочки».

 

1:46:42

 

 

 

 

 

 

Сергей

 

Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проводы Донни. Чуть раньше Донни видел дурное предзнаменование. Не упала кегля — быть беде. Снова вторгается вечность — цирк отступает на пару минут. Как и с зачатием, со смертью здесь не шутят. Поэтому и то, и другое, совершается за кадром, после затемнения. Но еще миг — Уолтер уносится в мыслях к «высоте 364», и вечность уступает место бытовому дебилизму.

такое же воспевание торжества бытового дебилизма, кстати, позже будет в «После прочтения сжечь». 

 Иллюстрация: Маша Шишова

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться