Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Ощущение эйфории: Иван Вырыпаев

Wonder Specials12 мая 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.








Театральный деятель, один из основоположников «новой драмы», периодически пытающийся запихнуть ее в формат кино.


Жизнь простого сибирского парня Ивана в один момент повернулась совершенно неожиданно даже для него самого. Сторонние наблюдатели могут только гадать когда произошла эта перемена, да и сам герой вряд ли точно скажет, когда ему, обычному дворовому хулигану, отбиравшему карманные деньги у заведомо слабых одноклассников, вдруг пришла в голову мысль о поступлении в театральное училище. Спустя множество наград, получив признание критиков по всей Европе в качестве безусловного таланта современной театральной сцены, Иван Вырыпаев остается хулиганом — но уже на совершенно другом уровне. Несмотря на актерское образование и первые годы карьеры на том же поприще, главным орудием Вырыпаева является текст, а не игра. Одержимый идеей вызывать словом эмоцию, он перепробовал, кажется, все — мат, Библию, казахские стихи, дворовый слэнг — облекая это в самые немыслимые формы. На сцене такие эксперименты приносили серьезный успех, и вполне ожидаемо у Ивана возник интерес к еще одной, неокученной пока форме — кино.

«Танец Дели». Режиссер: Иван Вырыпаев«Комедия». Режиссер: Иван Вырыпаев«Комедия». Режиссер: Иван Вырыпаев«Валентинов день». Режиссер: Иван Вырыпаев«Июль». Режиссер: Иван Вырыпаев

Кинематографический дебют Вырыпаева состоялся в 2006-м году — именно тогда вышла картина «Эйфория». То, что по слухам должно было быть чуть ли не осовремененной экранизацией «Тихого Дона», на деле оказалось несуразной фантазией на тему сельского быта в исполнении людей, ничего об этом быте себе не представляющих. Простецкая история как бы трагической сельской любви, сыгранная на баяне диалогами «а чо — а ничо», стереотипным беспробудным пьянством и неловкой руганью, была признана спустя некоторое время самим режиссером (затюканным к тому моменту доморощенными критиками) как неудачный эксперимент. По словам Вырыпаева, изначально задуманному китчу не хватило как раз «китчевости», фильм как бы застрял посередине между лубком и реальностью, причем в такой раскоряке, что опознать главный посыл стало совершенно невозможно. Впрочем, картина получила «Малого золотого льва» в Венеции, главный приз молодежного жюри, что отечественные критики тут же обернули против автора, пеняя на мифический интерес европейцев к российской чернухе.

«Эйфория», 2006 г.«Эйфория», 2006 г.«Эйфория», 2006 г.«Эйфория», 2006 г.«Эйфория», 2006 г.«Эйфория», 2006 г.

Следующим проектом режиссера стала экранизация самой успешной своей пьесы «Кислород», завоевавшей в начале нулевых российскую сцену, а затем и сцены Англии, Германии, Польши с Чехией, и так далее. Безудержный вырыпаевский поток сознания по поводу десяти заповедей и как с ними быть современному молодому человеку нуждался в серьезном переформатировании — на сцене это выглядело как пулеметный монолог-речитатив под аккомпанемент вертушек. На экран подобное не выпустишь, каким бы хулиганом ты ни был. В итоге был выбран экспериментальный формат коллажа из клипов в стилистике MTV конца девяностых, призванный оттенить и дополнить главное — текст. Визуальный ряд, по замыслу создателей, выполнял вторичную функцию — привлечь внимание к словам, раскрасить и укрепить вызванную ими эмоцию в сознании. Как жаль, что представление о вкусе молодого человека 27-ми лет (а именно на такой возраст зрителя рассчитывал Вырыпаев) у них было столь недальновидным. Результат оценивали, в основном, критики — осторожно выпущенная в прокат картина отбила лишь одну двадцатую часть бюджета. 

Впрочем, Иван Вырыпаев никогда не считал кинематограф своей конечной целью, и с успехом продолжал все это время театральную деятельность — параллельно написал несколько новых пьес, занимался постановками в России и Европе, участвовал в фестивалях. Киноэксперименты практически никак не повлияли на его репутацию, даже самые оголтелые критики не смеют спорить с его талантом — который, пока что, не получил подтверждения в полном метре.




     


Сельская драма про влюбленного парня, чужую жену, сурового мужа и их соседей. Все пьют спонсорскую водку, ругаются матом и бессмысленно членовредят.




     


Мальчик Саша влюбляется в рыжеволосую девочку Сашу, убивает свою жену лопатой, чтобы не мешала, и между делом осмысляет декалог.


  


Краткое содержание всего творчества Вырыпаева, лаконично переданное в монологе актера Филимонова (в свою очередь, лаконично переданном в названии). Рабочие съемки «Кислорода».

Максим Ушаков
Актер, сыгравший главную роль в «Эйфории», на самом деле совсем не актер, а мультипликатор. В этом качестве Максим работал над «Кислородом»: анимационные куски про грибы из Ленинграда, блох и ротоскопическая сцена у памятника — дело его рук.

 

Каролина Грушка
Главная роль в «Кислороде», рыжеволосая Саша — польская актриса Каролина Грушка. Третья жена Ивана Вырыпаева, живущего и работающего сейчас попеременно в Москве и Варшаве.

 

Бумер 2
Сценарий продолжения культовой бандитской драмы долгое время не давался Петру Буслову, режиссеру первой части. В процессе рождались самые невероятные версии, вплоть до того, что Кот, герой Вдовиченкова, работал все это время шахтером. На помощь пришел Вырыпаев, добавивший фирменных «новодраматических» переживаний и главную героиню.

Театр
Главное место действия Ивана Вырыпаева. Закончив Иркутское театральное училище Иван отыграл три сезона, создал собственную студию «Пространство игры», с которой переехал в Москву, и завоевал столицу первой же постановкой — «Сны», наркотический бред героинщицы, посвященный друзьям детства, приковал внимание театральной аудитории. А последующий «Кислород» доказал, что успех был отнюдь не случайным. 

 

«Чистый свет»
Последний фильм Вырыпаева, о котором известно очень мало — только что действие происходит в Гималаях. Должен был выйти еще в прошлом году, но по неизвестным причинам задерживается.

 

Призы
Работы Ивана Вырыпаева неоднократно заслуживали не только зрительские аплодисменты, но и вполне конкретные награды, среди которых главная российская театральная премия «Золотая маска» (за спектакль «Кислород»), венецианский «Малый золотой лев» (за фильм «Эйфория») и приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре»-2009 (фильм «Кислород»).


Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться