Views Comments Previous Next Search

Простые вещи Попогребского

Experiment 5ive19 апреля 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.

Изображение 16. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 1.







Изображение 29. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 2.
Исключительно положительная личность российского кинематографа, вызывающая уважение и маститых кинодеятелей, и представителей «новой волны».

Изображение 28. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 3.

Изображение 16. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 4.

Как и его близкий друг, режиссер Борис Хлебников, Алексей Попогребский долгое время и не подозревал, что станет снимать кино — несмотря даже на то, что его отец, Петр Попогребский, в советском кинематографе был фигурой довольно заметной. Алексей закончил факультет психологии МГУ, после университета некоторое время работал переводчиком, и в один прекрасный момент ему в голову пришла идея фильма о путешествии мальчика и его отца за счастьем. Оформив эту идею в качестве наброска, Попогребский поделился им с Борисом Хлебниковым, в результате чего получился полноценный сценарий, настолько многообещающий, что у жюри конкурса сценариев Европейской киноакадемии не было сомнений, кому отдать главный приз. Фильм «Коктебель», снятый по этой работе, утвердил новую звезду российского авторского кино — тандем Хлебников-Попогребский. Который, впрочем, усилиями критиков вскоре распался на две самостоятельные творческие единицы — и вместо одного таланта, как можно сейчас уже судить, российский кинематограф получил двух разных по стилю, но одинаково важных режиссеров. О Борисе Хлебникове мы рассказывали в прошлый раз, сегодня — творческий путь Алексея Попогребского.

«Коктебель», 2003 г.. Изображение № 5.«Коктебель», 2003 г.

На съемках «Коктебеля» Попогребский познакомился с отцом игравшего роль мальчика Глеба Пускепалиса. Образ Сергея Пускепалиса запал Алексею в сознание, а когда съемки уже подходили к концу, в голове режиссера родилась мизансцена — к очень пожилому человеку приходит врач. Мизансцена стала обрастать подробностями, а место врача прочно занял воображаемый Пускепалис-старший. Позже Попогребский узнал, что Сергей хоть давно и не играл, имеет к этому самое непосредственное отношение — он был в тот момент главным режиссером магнитогорского драматического театра, а еще раньше закончил мастерскую Петра Фоменко. Более того, многие детали сценария повторяли жизнь Пускепалиса — та же жизнь в коммуналке с соседом-кавказцем, например. В общем, все эти знаки явно указывали на неизбежность чего-то неординарного. В итоге получился неординарный фильм о простых вещах — история обычного врача-анестезиолога, переживающего кризис среднего возраста и пытающегося одолеть свои житейские проблемы, в жизни которого вдргу появляется необычный пациент — смертельно больной актер, сварливый, невыносимый и безумно харизматичный (блестящая работа Леонида Броневого). «Простые вещи» получил почти все главные призы на «Кинотавре»-2007 («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и «Лучший актер второго плана»), множество других призов, и, несмотря на ограниченный прокат, завоевал сердца зрителей.

«Простые вещи», 2007 г.. Изображение № 11.«Простые вещи», 2007 г.

Следующая работа Алексея прогремела еще громче — вышедший в прошлом году фильм «Как я провел этим летом» стал одним из главных событий международных кинофестивалей, в том числе, Берлинского, где получил сразу двух «Серебряных медведей», и до сих пор продолжает завоевывать призы: совсем недавно Попогребский получил «Нику» за лучшую режиссерскую работу. Полярный триллер на поверхности, глубокая психологическая драма о столкновении поколений внутри — история о двух совершенно разных людях, по долгу службы оказавшихся один на один в бескрайней северной пустыне. Алексея Попогребского еще с детства привлекали истории исследователей севера — причем, не столько художественные произведения, сколько мемуары людей, отдавших многие годы своей жизни на покорение и освоение этой суровой земли. Образ такого прожженого полярника воплотил Сергей Пускепалис — ему противостоит представитель нового поколения, беззаботный стажер (Григорий Добрыгин), в основном, играющий в «стрелялки». Из-за его слабости и происходит конфликт, который, в лучших хичкоковских традициях, цепко держит зрителя на протяжении всего фильма. Стоит отметить и операторскую работу — тем более, что это сделало жюри в Берлине — окружающая природа играет третью главную роль, во многом благодаря команде Павла Костомарова, главного оператора картины.

Сейчас Алексей Попогребский готовится к съемкам нового фильма, про девушку (для разнообразия) в «бесконечной» квартире. Картина будет сниматься в 3D, ради этого Алексей посетил специальный мастер-класс Европейской киноакадемии, и уже опробовал некоторые приемы в рамках проекта «Эксперимент 5ive» — обычно отказывающегося от участия в киноальманахах режиссера привлекла идея (каждая история альманаха построена вокруг черного конверта с загадочным снимком внутри) и предоставленные возможности. Из всех короткометражек «Эксперимента 5ive», работа Алексея под названием «Bloodrop» самая визуально интересная — это история про молодого человека, попавшего в двумерный мир картины на его стене. В главной роли — звезда «Как я провел этим летом» Григорий Добрыгин.

Изображение 16. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 17.
Изображение 14. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 18.

 

Изображение 17. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 19.


     

Изображение 30. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 20.
Непутевый папа и взрослый не по годам сын на перекладных добираются до Коктебеля, где солнце, море, и все будет хорошо.

Изображение 18. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 21.


      

Изображение 20. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 22.
Питерскому врачу Сергею помимо остальных проблем, дома и на работе, достается еще одна — капризный пациент, старый актер, бывший любимец публики, который никак не может смириться с тем, что его забыли.

Изображение 19. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 23.


        

Изображение 21. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 24.
На полярную метеостанцию на трехмесячную вахту приезжает молодой бестолковый стажер, вынужденный провести все это время с суровым немногословным полярником. Между ними происходит неизбежный конфликт, ставящий жизни обоих под угрозу. 

Изображение 16. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 25.

Изображение 15. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 26.

Изображение 27. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 27.

Пускепалисы
По словам режиссера, он «спец по Пускепалисам». В «Коктебеле» снялся младший Пускепалис, благодаря чему Попогребский познакомился с его отцом. Который затем сыграл (надо заметить, очень успешно) главные роли в двух последующих работах режиссера. В новом фильме Попогребского основным героем будет девушкам, но надо полагать, и для Сергея Пускепалиса найдется роль.

 

Изображение 23. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 28.

«Груз 200»
Триумф «Простых вещей» на «Кинотавре» в 2007-м году был несколько омрачен скандалом, когда критики разделились на две группы из-за фильма Алексея Балабанова «Груз 200». Градус поднялся до такой степени, что некоторые критики демонстративно покинули гильдию. Попогребский сильно переживал по поводу всей этой истории, и до сих пор считает, что это был скорее пиар-ход. 

 

Изображение 24. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 29.

3D
Летом 2010-го года постоянный продюсер Попогребского Роман Борисевич посоветовал ему посетить семинар по 3D-кино в Берлине. Алексей заинтересовался, и решил использовать эту технологию в своем новом фильме. Там же, в Берлине, он опробовал свои силы, в результате чего получилась короткометражная картина «Bloodrop», входящая в состав киноальманаха «Эксперимент 5ive».

Изображение 22. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 30.

Отец
Вообще, в семье Попогребских много врачей — но самое значительное влияние на творчество режиссера оказал его отец, кинодраматург. Петр Попогребский закончил МЭИ, строил электростанции, и параллельно писал. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров полностью переключился на создание производственных драм. Первый его фильм, «День приема по личным вопросам» с Анатолием Папановым в главной роли, вышел в 1975-м году. 

 

Изображение 25. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 31.

Призы
Алексей Попогребский, пожалуй, самый титулованный режиссер из представителей «новой волны» — помимо упоминавшихся выше наград, его работы получили двух «Золотых орлов», а также главные награды на кинофестивалях в Чикаго, Лондоне и Карловых Варах.

 

Изображение 26. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 32.

Борода
На съемках «Как я провел этим летом» Алексей отрастил бороду — в условиях севера просто не было возможности постоянно бриться, баня была раз в неделю. А когда он вернулся со съемок домой, жена одобрила новый имидж, так режиссер и ходит с бородой по сей день.


Изображение 16. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 33.

Изображение 13. Простые вещи Попогребского.. Изображение № 34.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.