Views Comments Previous Next Search

Изображая Кирилла Серебренникова

Experiment 5ive12 апреля 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.

Изображение 28. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 1.






                  Изображение 36. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 2.
Не молодой и не старый театральный деятель, прославивший «новую драму», периодически занимается кинематографом — с переменным успехом.

Изображение 43. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 3.

Изображение 28. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 4.

Первым своим настоящим фильмом Кирилл Серебренников считает «Изображая жертву» — экранизацию своего же спектакля по пьесе «новых драматургов» братьев Пресняковых. Как и театральная постановка, фильм вызвал множество откликов, восторженных и возмущенных, получил несколько призов на кинофестивалях и вообще стал довольно важным событием современного российского искусства. О таком дебюте, действительно, мечтать не грех. В то же время, это была далеко не первая работа Серебренникова для экрана — еще с девяностых он работал на телевидении, сначала ростовском, а затем и в Москве, снял несколько сериалов и телефильмов, не считая кучи рекламных роликов и видеоклипов. Так что дебют этот был весьма условным.

"Изображая жертву", 2006 г.. Изображение № 5."Изображая жертву", 2006 г.

Затем последовал «Юрьев день», работа куда более неоднозначная — беспросветно чернушное изображение русской глубинки, в которой происходит действие картины, спровоцировало критиков и зрителей на гневные монологи не меньшей силы, чем матное соло мента из предыдущего фильма. Парировать эти нападки можно было бы художественными достоинствами — но оказалось, что их не так уж и много.

"Юрьев день", 2008 г.. Изображение № 13."Юрьев день", 2008 г. Съемки фильма "Юрьев день". Изображение № 19.Съемки фильма "Юрьев день"

Последняя киноработа Серебренникова — новелла «Поцелуй креветки» из сборника историй о любви «Короткое замыкание». В отрыве от четырех остальных короткометражек (среди которых, кстати, есть и работа Алексея Германа-мл.), «Поцелуй» выглядит вторично, как еще один эпизод из жизни Вали, изображающего жертву: все тот же Чурсин в костюме креветки дарит любовь прохожим, а в ответ получает одни тумаки, и лишь Алена Долецкая пытается хоть как-то отплатить. В контексте же сборника целиком эта кровавая буффонада придает еще одно измерение центральной теме, а значит, функцию свою выполняет успешно.

Язык, на котором Кирилл Серебренников разговаривает со зрителем — основной повод, по которому его одновременно и ругают, и хвалят. Вместо того чтобы перестраивать повествование под киноаудиторию, режиссер, со студенческих еще лет неразрывно связанный с театральной сценой, образно говоря, сажает этого самого зрителя на эту самую сцену, прямо между актеров. Отсюда и претензии к излишней вычурности игры — театральный актер должен играть так, чтобы его было видно и слышно на самых задних рядах, и неудивительно, что при отсутствии дистанции та же самая игра бьет обухом по голове любителя кино, непривыкшего к подобному обращению. Работы Серебренникова в кинематографе наглядно демонстрируют пропасть между кино и театром, образовавшуюся со времен советских хитов, вроде «Покровских ворот» и «Обыкновенного чуда» и до сегодняшних дней. И уже хотя бы поэтому Серебренникова-кинорежиссера нельзя не замечать.

Изображение 28. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 24.

Изображение 26. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 25.

Изображение 37. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 26.


     

Изображение 40. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 27.
Прошедшая абсолютно незаметно для массового зрителя экранизация чеховской «Палаты № 6» — и поделом.

Изображение 38. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 28.


                  

Изображение 41. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 29.
Постмодернизация известной истории об одном датском принце с современным курьером Иваном в качестве протагониста. Бездельник Валя подрабатывает трупом в следственных экспериментах, его мать после смерти отца собирается выйти замуж за его же дядю. Но вот во сне к Вале приходит призрак отца и сообщает, что был отравлен этим самым дядей

Изображение 39. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 30.


             

Изображение 42. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 31.
Как бы известная оперная певица приезжает вместе с сыном проститься с родным городком перед отъездом в Германию. Сын исчезает, а певица из матери преобразуется в Богоматерь. Мрачная притча с претензией, яркий пример содержания, загубленного формой.

Изображение 28. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 32.
Изображение 27. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 33.

Изображение 29. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 34.

«Новая драма»
Современная драматургия, характеризующаяся актуальностью тем и экспериментами в области выразительных средств, а также все, что происходит вокруг нее. Именно постановка «Пластилин» Сигарева и Серебренникова породила тот самый бум «новой драмы» в начале-середине нулевых, а работа с братьями Пресняковыми окончательно закрепила режиссера в роли одного из главных представителей этого течения. 

 

Изображение 34. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 35.

Театр
Основное поле деятельности. В 1990-м году стал заниматься режиссурой профессионально и за семь лет поставил десять спектаклей во всех трех театрах Ростова-на-Дону. Перебравшись в Москву, в 2001-м прогремел на всю страну постановкой «Пластилин». Дальше была работа с братьями Пресняковыми, «Голая пионерка», разочарование в «новой драме», пересмотр классики и заигрывание с музыкальными постановками. Последнее произведение — спектакль «Околоноля».

 

Изображение 33. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 36.

Гамлет
Самый повторяющийся сюжет в работах режиссера: «Величие шекспировских тем в том, что они повторяются везде и всегда»

Изображение 32. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 37.

Пекин Роу-Роу
Легендарная ростовская группа, основанная художником Сергеем Тимофеевым в 1989-м году. Клип на песню «Резиновые ноги» был одной из первых режиссерских работ Серебренникова. Кирилл и Сергей часто общались, вместе придумали сценарий фильма под названием «Отдай мне голову, Хосе», так, впрочем, и не снятого. Самую известную песню коллектива, «Шиги-Джиги», можно услышать в уже упоминавшейся новелле Серебренникова «Поцелуй креветки» из киноальманаха «Короткое замыкание».

 

Изображение 30. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 38.

Кремль
Серебренников не боится близких отношений с современной российской государственной властью, его позиция — с властью необходимо общаться, говорить, что тебе от нее нужно, а не ругать на кухне, ожидая, что она сама догадается тебе позвонить. В результате такого диалога родился, например, фестиваль современного искусства «Территория». Кроме того, спектакль Серебренникова «Околоноля» поставлен по книге Натана Дубовицкого (псевдоним Владислава Суркова), первого зам. руководителя администрации президента, при поддержке которой и организована «Территория».

 

Изображение 31. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 39.

Ларс фон Триер
Скандальный датский режиссер, по признанию нашего героя, является для него главным идеологом и центральной фигурой в кинематографе. Помимо этого, Серебренников признавался в любви к «Последним дням» Гаса Ван Сента, «Пианистке» Михаэля Ханеке и «Олдбою» Пак Чхан Ука.

 

Изображение 28. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 40.

Изображение 25. Изображая Кирилла Серебренникова.. Изображение № 41.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.