Views Comments Previous Next Search

Алексей Герман: бумажный солдат и другие

Experiment 5ive30 марта 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.

Изображение 26. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 1.






Изображение 24. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 2.                  
Сын своих родителей и человек, который так любит кино, что не боится унизительной приставки «младший».Особое проклятие «детей знаменитостей» специальным образом действует в мире изящных искусств и интеллектуальных профессий. Смысл его трудно понять человеку, который никогда не испытывал давления общественности, призывавшей его быть гордым за фамилию, которую он носит. Людей, способных вынести этот прессинг, не очень много — чтобы спокойно заниматься тем, в чем твои родители достигли большого успеха, нужно невероятное количество внутренних сил, труда и любви к делу.

Изображение 25. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 3.

Изображение 26. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 4.

Алексей Герман-младший родился в Ленинграде, в семье режиссера Алексея Германа, о котором мы еще поговорим, и сценариста Светланы Кармалиты — в том же 1976 году, в котором вышла картина Германа «Двадцать дней без войны». Величие Германа-отца, которым младший Герман как-то очень искренне восхищается в каждом интервью, не помешало сыну поступить во ВГИК на режиссерский факультет и окончить его в 2001 году, попутно сделав несколько короткометражек. 25-летний Герман пошел работать на киностудию «Ленфильм» и уже два года спустя представил свой дебют, военную драму «Последний поезд», которую пригласили на Венецианский кинофестиваль в конкурс дебютов. Это был тот самый 60-й фестиваль, где главный приз взяло «Возвращение» Звягинцева; Герман со своей картиной получил приз Луиджи де Лаурентиса.

«Последний поезд». Изображение № 5.«Последний поезд»

Он возвращался в Венецию еще дважды, с каждым своим полнометражным фильмом. Если «Последний поезд» в России заметили только очень внимательные киноманы и оргкомитет премии «Ника», то следующую ленту, Garpastum, уже можно было найти на пиратских сборниках типа «12 в одном». Историческая драма Garpastum, где главную женскую роль сыграла Чулпан Хаматова, номинировалась в Венеции на главный приз — невероятная честь для 29-летнего режиссера из России. Картина ничего не получила, но о молодом Германе узнали более-менее широкие массы, чему способствовала его харизматичная персона — он продолжал давать остроумные и едкие интервью, без лишних ужимок согласился снимать рекламу для телевизоров Samsung (ролик, кстати, вошел в шорт-лист международного фестиваля рекламы «Каннские львы») и вообще вел себя как нормальный человек, а не как Великий Режиссер.

Garpastum. Изображение № 13.Garpastum

«Бумажный солдат», где болезненная изысканность германовской кинематографии доведена до предела, стал самой сложной и самой личной картиной в биографии автора. Во время работы над ней Герман развелся и переехал к родителям — но, кстати, несмотря на их прекрасные отношения, отец так и не видел ни одного его фильма (по другой версии, не видел только двух последних). Сам Герман-младший говорит, что папа слишком любит его и слишком за него волнуется, чтобы смотреть работы сына — вдруг не понравится. Зато «Бумажный солдат» точно понравился жюри Венецианского фестиваля, выдавшему Герману «Серебряного льва» за режиссуру. На родине же картину, несмотря на ее ностальгический и тонкий патриотизм, обвинили, как водится, в русофобии.

Практически сразу после «Бумажного солдата» Герман стал готовиться к новой работе — на этот раз действие (впервые в его фильмографии) должно происходить в наше время. Отвлекся он только на альманах «Короткое замыкание», где пять молодых мощных режиссеров сняли по новелле о любви каждый (альманах, кстати, тоже съездил в Венецию) и на съемки рекламы. За три года, прошедшие с выхода «Бумажного солдата», идея и сценарий будущего фильма полностью поменялись, и драма архитектора-идеалиста трансформировалась в несколько пересекающихся человеческих историй. И вот еще что: стопроцентный петербуржец Герман решил, наконец, снимать в Москве. Почему-то кажется, что именно по этой картине будет наиболее приятно показывать свой город зарубежным друзьям.

Изображение 26. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 22.

Изображение 41. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 23.

 

Изображение 28. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 24.


                  

Изображение 31. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 25.
Действие происходит в 1944 году в СССР. Немецкий военный врач приезжает помогать отступающим соотечественникам, натыкается на партизан, бредет через снега и вспоминает Первую мировую войну. Черно-белую драму многие называли «ученической» и обвиняли в излишней старательности.

Изображение 30. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 26.


                  

Изображение 32. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 27.
Название переводится как «античная игра в мяч». Главные герои, братья, играют в футбол и мечтают о собственном стадионе. Их окружают салонные интеллигенты и поэты (в частности — Александр Блок, которого играет Гоша Куценко). Аккуратно сделанная драма о Первой мировой войне.

Изображение 29. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 28.


                  

Изображение 33. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 29.
Грузин Даниил работает врачом на космодроме «Байконур», готовит к запуску первых космонавтов, боится, страдает, мечется между женой и любовницей, задается экзистенциальными вопросами. Грязные пейзажи и вечный туман делают эту картину еще более красивой.

Изображение 26. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 30.
Изображение 40. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 31.

Изображение 38. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 32.
Прошлое
Главная тема для Германа, до недавних пор — единственно возможное время действия. Он и снимает как будто через дымку, туман прошлого — у него в картинах никогда нет ярких пятен.

 

Изображение 34. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 33.

Интеллигенция
Плоть от плоти российской интеллигенции, Герман задается ее вопросами в каждом фильме и в каждом кадре. Его главные герои — всегда те, кого называют «русской интеллигенцией», и в этом нет ни капли ложного патриотизма.

 

Изображение 37. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 34.

Чулпан Хаматова
В двух последних фильмах Германа главные женские роли играла именно Хаматова — у него она всегда красивая и роковая.

Изображение 39. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 35.

Развод
Герман никогда не скрывал, как сильно повлияла несчастливая ситуация в его личной жизни на сценарий и судьбу «Бумажного солдата».

 

Изображение 36. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 36.

Гламур
Постоянная тема для шуток и даже для рефлексий: что-то, ради чего Герман не готов жертвовать душой, но что он, в отличие от других молодых авторов, никогда не обличает.

 

Изображение 35. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 37.

Родители
Ключевые фигуры в жизни и работе младшего Германа — он неоднократно и открытым текстом говорил, как восхищается матерью, одновременно женственной и талантливой, и как любит отца, которого без шуток называет гением.

Изображение 26. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 38.

Изображение 27. Алексей Герман: бумажный солдат и другие.. Изображение № 39.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.