Views Comments Previous Next Search

Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение

Experiment 5ive28 марта 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 1.






Изображение 20. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 2.                  
      
Сорокасемилетний Андрей Петрович Звягинцев снимает редко, но достаточно метко, чтобы с весьма короткой фильмографией числиться одной из главных надежд российского авторского кино. 

Изображение 19. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 3.

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 4.

Звягинцев родился и вырос в Новосибирске, а свой путь в большое искусство начинал как актер. После театрального училища Звягинцев был зачислен в штат местного Театра юного зрителя, но работал там не очень долго — в середине восьмидесятых он уже перебрался в Москву. Не оставляя планов на артистическую карьеру, Звягинцев поступил в ГИТИС на актерский факультет и окончил его в 1990-м году. Следующие десять лет Звягинцев играл в антрепризах и снимался в эпизодах на телевидении, время от времени делая неудачные попытки что-нибудь снять как режиссер — хоть рекламу, хоть короткометражку. В 2000-м году генеральный продюсер REN TV Дмитрий Лесневский пригласил Звягинцева в проект «Черная комната» — цикл камерных новелл, действие которых происходит в замкнутом пространстве. Звягинцев снял три новеллы и подружился с Лесневским, который, поверив в него, предложил молодому режиссеру сценарий для полнометражного дебюта.

Черная комната. Бусидо. Изображение № 5.Черная комната. Бусидо

«Возвращение» заняло два с половиной года. От изначального сценария Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого режиссер методично обрубал куски, оставив голую, как дерево зимой, немногословную притчу о двух сыновьях и отце. Для продюсера Лесневского это тоже первая картина, и бюджет у дебютантов был скромный — история умалчивает точную сумму, но англоязычная википедия трогательно отмечает, что меньше $500 000. В какой момент «Возвращение» стало самым лакомым куском для отборочных комиссий европейских фестивалей — загадка, но факт остается фактом: Венецианский кинофестиваль в свой юбилейный шестидесятый год отбил дебют Звягинцева у фестиваля в Локарно. И, что совсем уж неслыханно, дал ему главный приз — Золотого льва.

«Возвращение». Изображение № 9.«Возвращение»

«Возвращение» было отмечено трагедией — незадолго до премьеры утонул исполнитель одной из главных ролей, 16-летний Владимир Гарин. О гибели его не сообщалось до венецианского фестиваля — Звягинцев не хотел, чтобы обстоятельства повлияли на решение жюри. В итоге всеобщая радость от премий как-то затмила собою это горе. Это был 2003 год, год подъема российского кино, и мировой триумф «Возвращения» стал пиком этого подъема. Звягинцева только что не носили на руках. Через год, когда истерия по поводу «Возвращения» несколько стихла, Звягинцев приступил к работе над второй картиной. Пленка у него уже была — двадцать тысяч метров Kodak было выдано в Венеции в качестве приза Луиджи де Лаурентиса за лучший режиссерский дебют, а 17 тысяч метров — российской киноакадемией за лучший российский фильм (сумма этого метража составила где-то две трети от всего потребовавшегося количества пленки). 

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 15.

Сценарий семейной драмы «Изгнание» основан на повести Уильяма Сарояна «The Laughing Matter», но сильно переработан Звягинцевым и его соавтором Олегом Негиным. Картину взяли в конкурс в Канны, откуда исполнитель главной роли Константин Лавроненко (он же, кстати, играл и в «Возвращении») увез приз за «лучшее исполнение мужской роли». А потом была неприятная история с альманахом «Нью-Йорк, я люблю тебя» — новеллу Звягинцева, вместе с новеллой Скарлетт Йоханссен, не включили в окончательной монтаж «за несоответствие духу и ритму фильма». 

Зато следующий международный опыт Звягинцева обещает быть гораздо удачнее — сценарий его новой картины, «Елена», в январе получил совместный приз Института Sundance и японской вещательной корпорации NHK как один из самых перспективных независимых кинопроектов. Приз этот означает финансовую и техническую поддержку будущей картине — то есть, Звягинцев получит невиданные доселе ресурсы, а человечество — шанс на прощение.

Андрей Звягинцев на съемках. Изображение № 16.Андрей Звягинцев на съемках

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 22.

Изображение 23. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 23.

 

Изображение 15. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 24.


                  

Изображение 17. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 25.
Двое мальчиков-подростков живут с мамой и бабушкой довольно размеренной жизнью, когда после 12 лет отсутствия внезапно приезжает их отец — и сразу, на следующий же день, увозит их как бы в поход, а на самом деле в Путешествие. Медлительная, напряженная, беспричинно тяжелая драма с видами бескрайней русской природы и длинными цитатами из Тарковского.

Изображение 16. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 26.


                  

Изображение 18. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 27.
Приятный семейный отдых пары с двумя детьми прерывается признанием жены, что она ждет ребенка от другого мужчины. Главную женскую роль исполняет шведская театральная актриса Мария Бонневи — чтобы попасть в ее график, Звягинцев отложил съемки почти на год, а чтобы переозвучить ее роль по-русски прослушал более семидесяти претенденток.

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 28.
Изображение 22. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 29.

Изображение 26. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 30.

Андрей Тарковский
Мерило всех вещей. «Возвращение» очень многие сравнивали с «Ивановым детством» — и не только из-за совпадения имен главных героев, режиссеров и главного приза в Венеции. 

 


Изображение 25. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 31.

Михаил Кричман 
Выдающийся оператор, работающий со Звягинцевым еще со времен REN TV. Именно этому человеку «Возвращение» и «Изгнание» обязаны своей светло-серой задумчивостью и красивыми пролетами.

 


Изображение 24. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 32.

Фокус-группа 
Причина исключения новеллы Звягинцева из сборника «Нью-Йорк, я люблю тебя». Режиссер считает, что фокус-группам место в рекламе, а не в кино — и его можно понять, в общем-то.

Изображение 34. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 33.

Семья
Ключевое понятие для кинематографии Звягинцева. Все его фильмы (включая будущий) так или иначе препарируют семейные отношения. Встречается информация, что сам Звягинцев рос без отца с шести лет, поэтому фигура «исчезающего» родителя для него столь важна. 

 


Изображение 33. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 34.

Театр
Источник кадров для Звягинцева, который не гонится за медийными лицами. Из широко узнаваемых актеров он снимал только Александра Балуева (в роли второго плана в «Изгнании»), но и тот —  театральный актер классической школы.

 


Изображение 35. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 35.

Притча
Жанр, в котором работает Звягинцев. «Художественная правда отличается от бытовой», —  отмечает режиссер, превращающий героев, их отношения и даже место действия в символы, далекие от конкретной реальности.

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 36.

Андрей Звягинцев — один из участников «Эксперимента 5IVE». Его короткометражный ролик, снятый специально для проекта, можно посмотреть на сайте.

Изображение 21. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 37.

Изображение 27. Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение.. Изображение № 38.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.