Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноЛюбовь, похожая на сон:
10 грандиозных
индийских мелодрам

С каких шедевров начать свое знакомство с болливудским кино и чего от них ждать

Любовь, похожая на сон:
10 грандиозных 
индийских мелодрам — Кино на Wonderzine

В прокат вышла индийская мелодрама «Коктейль», что само по себе редкость: в последние годы болливудское кино стало куда реже добираться до российских экранов, чем во времена СССР. Считаем, что это пора исправлять. Впрочем, прежде чем открыть для себя океанские глубины мира болливудской мелодрамы, следует помнить о некоторых нюансах. Индийское кино длится около трех часов. В современных фильмах по-прежнему поют и танцуют. А под прицелом чуткой камеры оказываются не столько интимные аспекты человеческой жизни, сколько целомудренные порывы души. Понятия, которые в современном мире давно утрачены. Индийское кино лишено пошлости. Эти ленты культивируют Любовь с большой буквы, рискуя зачастую, как опытный канатоходец, балансировать на грани блаженства и шока. Болливудскую мелодраму можно принимать или не принимать всерьез, но отмахнуться от факта ее существования уже невозможно. Мы попросили кинокритика, режиссера и бывшего редактора журнала «Мир индийского кино» Анастасию Белокурову рассказать о болливудских мелодрамах, обязательных к просмотру.

Текст: Анастасия Белокурова

 

Девдас

Devdas, 1955

Сын богача Девдас влюблен в подругу детства Паро. Отец Девдаса против их брака и отправляет сына учиться в Калькутту. Родители Паро хотят выдать ее замуж за состоятельного старика. Девдас возвращается домой, но он слишком слаб, чтобы пойти на конфликт и бежать с девушкой в никуда. Паро выходит замуж, а у Девдаса начинается длительный роман с бутылкой в компании куртизанки Чандрамукхи, безнадежно в него влюбленной. Обильное принятие алкоголя приводит Девдаса к гибели.

Классик Бимал Рой экранизировал роман другого классика — Сарата Чандры Чаттерджи — и создал культовую для каждого индийца картину, библию мелодрамы как она есть. До появления в начале 70-х «рассерженного» Амитабха Баччана типичным героем индийского кино обычно выступал человек сомневающийся и слабый — такой, как Девдас. Сейчас сложно понять, почему именно этот обреченный персонаж стал камнем преткновения всех несчастных и обездоленных, но воздействие его на индийское общество и по сей день остается колоссальным. У фильма есть не менее громкий ремейк, снятый в 2002 году.

режиссер

Бимал Рой

в ролях

Дилип Кумар, Сучитра Сен, Виджаянтимала

 

 

Сангам

Sangam, 1964

Классика жанра великого Раджа Капура, побившего этим фильмом все кассовые рекорды. Два закадычных друга — адвокат Гопал и летчик Сундар — неведомо друг от друга влюблены в подругу детства Радху. Ради счастья Сундара Гопал отказывается от своей любви. Сундар отправляется на войну и вскоре приходит известие о его гибели. Погоревав, Гопал и Радха наслаждаются платонической любовью, но идиллия прерывается возвращением Сундара, который незамедлительно женится на Радхе. Накал страстей постепенно приводит к трагедии.

Невероятная во всех смыслах картина с неоднозначными героями, которым иногда хочется хорошенько дать по голове. «Сангам» отразил кризис среднего возраста самого Раджа Капура, который впоследствии навсегда отошел от социального кино в область чистой мелодрамы. Идея жертвенности, постепенно переходящая в патологию, со временем получила развитие во многих болливудских love story. Сегодня столь ярко выраженная экзальтация может показаться анахронизмом, но на орбитах, где обитают герои подобных лент, вместо логики правят бал страдание и воистину нечеловеческая страсть.

режиссер

Радж Капур

в ролях

Радж Капур, Виджаянтимала, Раджендра Кумар

 

 

Испытание любви

Prem Kahani, 1975

Поэт Раджеш влюблен в красавицу Камини, но вынужден оставить ее, следовать долгу чести и воевать с англичанами за индийскую независимость. Прославившись как народный герой, он подвергается преследованиям, и, раненый, находит убежище в доме своего лучшего друга, полицейского инспектора Дираджа, работающего на англичан. Там Раджеш узнает, что Дирадж недавно женился и его молодая жена — Камини.

Эта пронзительная ретромелодрама (что характерно — первая из них в индийском кино) наполнена филигранно выстроенным конфликтом и являет собой квинтэссенцию болливудских любовных историй 60–70-х. Развиваясь преимущественно в интерьерах, картина излучает поэтическую ауру, разрушить которую под силу только неизбежным финальным выстрелом. В отличие от героев «Сангама» в этом фильме персонажи, также переполненные ревностью и подозрениями, действуют куда более сдержанно и логично. Но согласно жанровому канону тех лет, никакой любовный треугольник не способен разрешиться мирными переговорами. Жертва во имя любви неизбежна.

режиссер

Радж Кхосла

в ролях

Раджеш Кханна, Мумтаз, Шаши Капур

 

 

Владыка судьбы

Muqaddar Ka Sikandar, 1978

Как-то раз бродячий факир объяснил маленькому бедняку Сикандару, что ему суждено стать владыкой судьбы. Мальчик вырос, покинул трущобы и вошел в большую жизнь с уверенностью, что человек сам творец своего собственного счастья. Единственное, на что он не может повлиять, так это на сердце строгой Камны. Она влюблена в лучшего друга Сикандара — красавца Вишала.

Великолепные сценарии Болливуда 70-х отличались крайним разнообразием, золотой россыпью сюжетов и тем. Так, с приходом в кино Амитабха Баччана мелодрама уступила место жесткому боевику, а страдающий герой-любовник был сброшен с пьедестала в угоду мужественному драчуну. Но что касается «Владыки судьбы», то, несмотря на наличие драк и прочего насилия, эта история прежде всего о любви. Вернее, о ее невозможности. Практически фицджеральдовская обреченность чувств доведена здесь до невероятной точки кипения. Единственный фильм, где герой Амитабха, подобно великому Гэтсби, терпит сокрушительное поражение на любовном и жизненном фронтах одновременно.

режиссер

Пракаш Мехра

в ролях

Амитабх Баччан, Ракхи Гулзар, Винод Кханна

 

 

Созданы друг для друга

Ek Duuje Ke Liye, 1981

Южанин Васу встречает юную пенджабку Сапну. Родители, разумеется, против и решают испытать сердца влюбленных разлукой — герои не должны видеться год. Сначала молодые люди молча страдают, но постепенно ситуация усложняется и Васу и Сапна становятся жертвами предрассудков и национальных разграничений, делающих союз двух сердец невозможным. Барьеры, разделяющие героев, столь безнадежны, что преодолеть их может только совместная гибель.

Ставший культовым манифестом индийской молодежи начала 80-х, в свое время фильм вызвал массовую волну самоубийств среди раздавленных катком общественной нетерпимости влюбленных пар. Для зрителей этот фильм оказался чем-то несоизмеримо большим, нежели обычное развлечение после тяжелого трудового дня. Впервые на экран был перенесен не привычный болливудский конфликт между богатством и бедностью, а противоборство между двумя гражданскими позициями, между Севером и Югом. Метафора слишком явная, чтобы увидеть в ней лишь очередную душераздирающую мелодраму.

режиссер

К. Балачандер

в ролях

Камал Хасан, Рати Агнихотри

 

 

Тающие облака

Pighalta Aasman, 1985

Состоятельная Арти приезжает в Кашмир и влюбляется в привлекательного молодого человека Сураджа, не подозревая, к какой волне ревности, страданий и несчастья приведет ее эта негаданная встреча. Почти сразу же Арти узнает, что по Сураджу также давным-давно страдает ее секретарша-компаньонка Ану. Отвергнув чувства любимого, Арти предпочтет тихое угасание даже намеку на искру ревности. Она уверена — из искры возгорится пламя, разлука неизбежна, а любовь попросту невозможна.

Заснеженный Кашмир, идеальное место для хрупкого романтического страдания, не раз выступал ареной событий так называемой индийской высококогорной мелодрамы — жанра, где дикие страсти конфетно-красивых-ничего-не-делающих людей разворачивались на фоне величественных пейзажей. «Тающие облака» похожи на атмосферную фреску, в которой полутонами выписаны щемящие порывы души, слезы и грезы, пронзительная тоска по несбыточному идеалу. Особый тон происходящему придает фантастически прекрасная музыка композиторского дуэта Калианджи — Ананджи.

режиссер

Шамми

в ролях

Шаши Капур, Ракхи Гулзар, Рати Агнихотри

 

 

Наступит завтра или нет?

Kal Ho Naa Ho, 2003

Нью-Йорк — город, способный перевернуть любое мировоззрение. Но крайне серьезная девушка Нейна уже в юном возрасте утратила вкус к жизни. Сложные отношения в семье  лишают ее элементарной способности улыбаться. И даже лучший друг — обаятельный метросексуал Рохит — не излечивает девушку от зимы в сердце и грусти в глазах. На Рождество Нейна загадывает желание, чтобы в ее мире появился ангел. Вскоре на соседнюю улицу приезжает неотразимый оптимист Аман. Жизнь квартала стремительно меняется.

Один из главных индийских романтических фильмов о любви. Тот самый случай, когда выражение «приготовьте носовые платки» становится как нельзя более уместным. Ближе к финалу, отплясав уморительный канкан шутливых кульбитов, картина резко меняет курс и столь виртуозно играет на душевных струнах, что дает фору таким известным голливудским «слезовыжималкам», как «Сладкий ноябрь» или «Спеши любить». Казалось бы, несозвучные понятия «любовь» и «смерть» именно здесь обретают отзвук той самой сокровенной небесной гармонии и заново приводят зрителя к пониманию очевидных вопросов бытия.

режиссер

Никхил Адвани, Рон Рейд-мл.

в ролях

Шахрукх Кхан, Прити Зинта, Саиф Али Кхан

 

 

Вир и Зара

Veer-Zaara, 2004

Пакистанская девушка Зара приезжает в Индию предать водам Ганга прах своей няни-индуски. Случай сводит ее с индийским летчиком Виром. Между героями возникает любовь. Но Индия и Пакистан по-прежнему находятся в состоянии конфликта. А отец Зары — консервативный мусульманский политик — требует замужества дочери, следуя исключительно своим интересам. Чтобы защитить честь любимой, Вир пожертвует собой и проведет в пакистанской тюрьме 22 года. В одиночестве и полном молчании.

Великая — без преувеличения — мелодрама не только индийского, но и мирового кино. Согласно статистике, только совсем очерствевший зритель может остаться равнодушным к трепетным перипетиям этой истории, усилиями ветерана болливудского кино Яша Чопры превращенной в настоящий гимн благородству и бескорыстию. Картина обладает мощнейшим терапевтическим эффектом и способна залечить не одно израненное сердце. Многие поклонники индийского кино считают ее «величайшим фильмом всех времен и народов».

режиссер

Яш Чопра

в ролях

Шахрукх Кхан, Прити Зинта, Рани Мукхерджи

 

 

Салам Намасте

Salaam Namaste, 2005

Герои этой ленты — молодые индийские эмигранты, обосновавшиеся в Мельбурне. Симпатичная Амбер работает популярным диджеем на радио. Не менее привлекательный Ник — первоклассный повар в одном из успешных заведений мегаполиса. По индийским традициям секс до свадьбы является моветоном, поэтому молодые люди в желании получше узнать друг друга решаются на совместное проживание, но в разных комнатах. Чувства берут вверх над приличиями — и Амбер оказывается в положении. И, как это нередко бывает, между влюбленными начинается серьезный конфликт.

Несмотря на следование традициям, формально картина скроена по стандартным европейским лекалам, именно их болливудское кино уже лет десять подвергает уверенному штурму. Один за другим на экраны выходят фильмы, демонстрирующие современность развивающегося индийского общества, где есть место не только старомодным Зите и Гите, но и успешно интегрирующимся в мировой процесс цивилизованным индийцам. И «Салам Намасте» — отличный тому пример.

режиссер

Сиддхарт Ананд

в ролях

Прити Зинта, Саиф Али Кхан

 

 

Ом Шанти Ом

Om Shanti Om, 2007

Действие фильма начинается в 70-х. Ом Пракаш мечтает стать известным актером и обивает пороги болливудских студий, перебиваясь участием в массовках. Он влюблен в красавицу-кинозвезду Шанти. Но дива гибнет от руки коварного продюсера, а по совместительству и ее тайного мужа Мукеша. В попытке защитить любимую умирает и Ом Пракаш. Спустя тридцать лет его душа возрождается в сверхпопулярном артисте, который постепенно вспоминает свое прошлое рождение и решает отомстить убийце.

Режиссер Фара Кхан известна своим ностальгическим отношением к наследию Болливуда. В своем фильме ей удалось деликатно пройтись по штампам классических лент, процитировать семидесятнические хиты и увенчать сюжет необыкновенной по выразительности музыкальной и визуальной мистерией. Балансируя между прошлым и будущим индийского кинематографа, «Ом Шанти Ом» кажется диковинной драгоценностью, блеск которой гипнотизирует зрителя, уводя его в мир, неизмеримо далекий от реальности и житейских проблем.

режиссер

Фара Кхан

в ролях

Шахрукх Кхан, Дипика Падукон, Арджун Рампал

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться