Views Comments Previous Next Search

МнениеВопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке

О чём свидетельствует новый альбом «Reputation»

Вопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке — Мнение на Wonderzine

ТЕКСТ: Артём Макарский

ИСТОРИЯ НОВОГО АЛЬБОМА ТЕЙЛОР СВИФТ НАЧАЛАСЬ 13 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА, в тот самый момент, когда она получала награду MTV VMA за видео «You Belong with Me». Тогда на сцену выбежал Канье Уэст и сообщил, что он извиняется перед певицей, но лучшее видео не только года, но и, возможно, всех времён, сняли всё-таки для Бейонсе. Это была не первая подобная выходка с его стороны — за три года до того он поднялся на сцену MTV EMA, чтобы сообщить, что победивший клип группы Justice в подмётки не годится его собственному, — но в этот раз Канье по-настоящему возмутил общественность (а заодно, как часто бывает, родил на свет новый мем). Инцидент даже прокомментировал Барак Обама, назвав Уэста «придурком» — так сразу и не вспомнишь другой случай, когда президент США счёл бы нужным высказаться по поводу произошедшего на церемонии MTV.

Вопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке. Изображение № 1.

 

Спустя годы, за которые изменились и жизнь Канье, и жизнь Тейлор, всё, казалось бы, наладилось. Уэст опубликовал в твиттере огромный — сейчас, к сожалению, уже удалённый — монолог, заканчивавшийся словами «Извини, Тейлор» (музыкант использовал только строчные буквы). Свифт стала часто появляться в компании с Уэстом и даже была приятно удивлена его выступлением на Brit Awards с песней «All Day».

В прошлом году рэпер разразился песней «Famous», в которой были строчки «I feel like me and Taylor might still have sex / Why? I made that bitch famous» (позже он ещё и выпустил клип, в котором восковая копия Свифт лежит в постели рядом с ним, таким же ненастоящим). Тейлор заявила, что не хочет ассоциировать себя с этой песней, и намекнула, что о строчках не имела ни малейшего понятия. В ответ в снэпчате Ким Кардашьян появилось видео звонка певице, в котором Уэст обсуждает с певицей строки из песни — однако та пояснила, что фраза «I made that bitch famous» в разговоре не звучала и что песню в итоге ей перед выходом альбома «The Life of Pablo» никто не показывал. В дело вступили фанаты Канье, которые начали называть артистку змеёй, закидывать её соответствующими эмодзи в соцсетях и, что называется, довели. При получении «Грэмми» за пластинку «1989» Свифт довольно резко ответила всем, кто пытается и пытался поставить себе в заслугу её успех.

Почему эта история имеет такое значение в рамках альбома «Reputation»? Потому что это то, что волнует Тейлор Свифт, и волнует сильно: она выпускает кольца со змеями, вставляет в свои тексты хлёсткие строчки вроде «All the liars are calling me one» («Лжецы обвиняют меня в том, что я одна из них») и всячески подчёркивает, что эта история не обошла её стороной. В то же время в буклете к пластинке она замечает, что её огорчает навязчивость медиа: те, дескать, постоянно роются в её грязном белье и ищут намёки на то, какому из её бывших посвящена та или иная её песня.

 

Вопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке. Изображение № 2.

Вопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке. Изображение № 3.

Свифт сознательно не реагирует
на более важные вопросы, которые волнуют Америку,
за последнее время ставшую резко политизированной страной

 

Всё бы ничего, но Свифт противоречит сама себе. Уже в клипе на первый сингл из альбома «Look What You Made Me Do» она вспоминает и случай с VMA, и многое другое — как лишь одну из сторон своего творчества, как важный момент в карьере. Нельзя отрицать, что выпады против обидчиков в текстах действительно есть. Прямо сейчас у Тейлор действительно странные отношения с медиа: не так давно её юристы попытались удалить статью, в которой автор связывает певицу с альт-райт-движением. Союз защиты гражданских свобод напомнил юристам (и певице заодно) о свободе слова и текст отбил — но осадок у всех остался. Свифт не даёт интервью, общается преимущественно с фанатами через репосты в Tumblr и вообще имитирует модель Бейонсе — то есть тактику умолчания, попытки выразить себя через тексты песен, рассуждая на важные для себя темы в музыке, а не где-либо ещё.

При этом у певицы не очень хорошо получается держать лицо. Безусловно, понятны её попытки одновременно и сказать, что она думает по поводу громких конфликтов с её участием, и дистанцироваться от шума, который искусственно создают медиа. Однако Свифт сознательно не реагирует на более важные вопросы, которые волнуют Америку, за последнее время ставшую резко политизированной страной: от поп-музыканта в ней теперь ждут высказывания, которое будет касаться не его, а мира, народа, происходящего вокруг.

Из-за того, что Тейлор этого не делает, симпатизирующие националистам медиа или просто люди из интернета поворачивают это в свою сторону. Так, ультраправый сайт Breitbart может просто сопровождать все новости в твиттере строчками из «Look What You Made Me Do». Просто потому что все знают, что у этих выходок не может быть последствий: тактика умолчания работает против самой Свифт. Вот слухи про её поддержку Трампа пытаются опровергнуть — но делает это её друг. Вот Тейлор обвиняют в манипулятивности и подражании Бейонсе — и её защищает режиссёр нескольких её видео Джозеф Кан. Сама Свифт щекотливые вопросы предпочитает не обсуждать.

Возможно, после выхода «Reputation» ситуация и изменится, однако сейчас защитный механизм, та высокая башня, которую выстроила себе Тейлор, рассыпается на глазах. Как война не складывается из нападения одной стороны на другую, а происходит вследствие череды обстоятельств, куда более пустячных, нежели, например, нарушение дипломатических обязательств, так и история Свифт приняла угрожающие масштабы не сегодня и не вчера. Именно поэтому корни ситуации стоит искать тогда, в сентябре 2009 года. За минувшие с тех пор восемь лет Тейлор сделала себе репутацию человека, делающего неосторожные высказывания, более того, её неоднократно обвиняли в лицемерии. Но на большую часть обвинений она и не думает отвечать, а в текстах предпочитает защищаться от нападок на личную жизнь, но не на личность.

 

Вопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке. Изображение № 4.

Вопрос репутации:
Как Тейлор Свифт вобрала
в себя всё худшее
в поп-музыке. Изображение № 5.

Проблема Свифт-2017 в том,
что в ней будто бы собралось всё худшее, что есть в мировой поп-музыке: безликость, молчание и надежда, что всё пройдёт само собой

 

«Reputation» не даёт ответов. За хлёсткими строчками и более личной, как кажется критикам, лирикой кроется бледная, безынтересная музыка. Одна из главных интриг альбома — столкновение идеологических противников, Макса Мартина и Джека Антоноффа, двух главных сопродюсеров диска, наряду с самой Свифт — не оправдывает ожиданий. Песни шведа, не далее как весной отмечавшего «неправильность» сингла Lorde «Green Light», соавтором которого является Антонофф, звучат сверхидеально и переходят тот чувствительный порог, за которым звук кажется безжизненным и вылизанным. Да, в ней есть все приметы времени: и странные звуки, которые вывела в мейнстрим продюсер SOPHIE, и дэнсхолл, и то, чем занимается FKA twigs, и немного устаревающего на глазах EDM. Но ничто из этого не работает: такие песни могли выйти у кого угодно — хоть у Арианы Гранде, хоть у группы Fifth Harmony, хоть у Кэти Пэрри, с которой Свифт ведёт холодную войну. Антонофф тем временем вроде бы и делает общую картину лучше — он поработал над лучшей песней пластинки, блестящей и очень неправильной «New Year’s Day», — но даже за его песнями видятся самоповторы: Свифт у него звучит то как Lorde, то как приглашённая вокалистка его собственной группы Bleachers.

Довольно легко обвинить певицу в симпатии националистам, Трампу, в лицемерии, жадности (новый альбом не появится на стриминговых сервисах по крайней мере неделю), чём угодно ещё. И всё это, скорее всего, будет мало соответствовать действительности — но узнать это из первых уст, от самой Тейлор или из её работ, почти невозможно. Основная проблема Свифт-2017 в том, что в ней будто бы собралось всё худшее, что сейчас есть в мировой поп-музыке: безликость, молчание и надежда на то, что всё пройдёт само собой.

Если говорить о репутации — которая, как уже из названия понятно, ещё как волнует певицу, — то борьбу за неё она молча проигрывает. Это вряд ли скажется на продажах пластинки (поле большой поп-музыки сейчас это та ещё выжженная земля), а тур, скорее всего, будет крайне успешным. Однако это не повод закрывать глаза на проблему. Не все должны быть Кендриком Ламаром, который определяет своё творчество не как работу или развлечение, а способ что-то дать миру. Но и только лишь работой (или только лишь бизнесом) она уже тоже, кажется, не может быть. И судя по названиям треков вроде «Вот почему у нас не может быть ничего хорошего» Тейлор об этом как минимум догадывается.

Фотографии: Taylor Swift

 

Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.