Views Comments Previous Next Search

МнениеСлитно или раздельно: Могут ли исчезнуть «мужские» и «женские» премии

Приживутся ли гендерно нейтральные премии в кино

Слитно или раздельно: Могут ли исчезнуть «мужские» и «женские» премии — Мнение на Wonderzine

Текст: Дмитрий Куркин

Главную тему для обсуждения MTV Movie & TV Awards, вручение которой состоялось в минувшие выходные, организаторы подкинули заранее: в этом году канал слил категории «Лучший актёр» и «Лучшая актриса» в одну гендерно нейтральную номинацию. Решение уже окрестили революционным и беспрецедентным, а выигравшая приз Эмма Уотсон (за роль в новой диснеевской версии «Красавицы и чудовища») в своей речи поспешила назвать премию «первой, где номинантов не делят в зависимости от пола» и тем самым слегка погрешила против истины.

На самом деле MTV не сделал ничего такого, чего уже не делал раньше. Гендерно нейтральными актёрские номинации были на их Movie Awards в 2006 и 2007 годах (и даже назывались удачнее — «Лучший перформанс» против нынешнего «Лучшего актёра»). А в таких специфических категориях, как «Лучший злодей» или «Актёрский прорыв», разделения по половому признаку не было в принципе. Но понять, почему тема срезонировала именно сейчас, на фоне солидарности с женскими маршами и неутихающих, цифрами подкреплённых разговоров о гендерном неравенстве в Голливуде, в общем, несложно. Как несложно понять, откуда взялось деление на мужские и женские актёрские категории, почему к 2017 году оно по большей части устарело и почему пример MTV вряд ли станет заразительным для более дремучих и неповоротливых институтов вроде «Оскара» и «Эмми».

Классический Голливуд появился во времена жёсткого гендерного деления в обществе и откликался на его запросы, работая преимущественно с типажами. А потому разделение на «мужские» и «женские» роли было для тогдашней индустрии абсолютно естественным. Хамфри Богарт не мог воплощать на экране «девицу в беде», а Лорен Бэколл — «рыцаря в сияющих доспехах» (Тони Кёртис и Джек Леммон примеряли женские платья в «Some Like It Hot», но играли именно что мужчин, маскирующихся под женщин). К 2000-м годам общество изжило немало гендерных стереотипов, и, как результат, палитра ролей, предлагаемых актёрам, стала гораздо многообразнее.

Актёрские школы не делятся на мужские и женские, а гендер персонажа всё чаще становится несущественным для его раскрытия. Роль М в бондиане — вот уж где типажи держались десятилетиями — в середине 90-х перехватила Джуди Денч, и выяснилось, что не особенно важно, кто будет шефом Бонда, женщина или мужчина (идея Бонда-женщины всё ещё встречает яростное сопротивление, но это тема для отдельного разговора). Джули Тэймор берёт классический сюжет шекспировской «Бури» и превращает Просперо в Просперу, просто для того, чтобы заполучить для своего фильма такую актрису, как Хелен Миррен, — классический сюжет от этого ничуть не страдает. И это всего два ярких примера, а в современном кино их сотни.

Свежая практика съёмок женских ремейков, когда полностью мужской каст хитов кинопроката вроде «Охотников за привидениями» и «11 друзей Оушена» заменяется на полностью женский, может, и выглядит сомнительно (в конце концов, почему бы не придумать лучшим актрисам современности свои собственные франшизы?), но это ещё один признак того, что массовое кино понемногу подстраивается под новую реальность. Строгое бинарное гендерное деление, как в жизни, так и на экране, тоже уходит в прошлое. В «Девушке из Дании» Эдди Редмэйн играет женщину, по ходу фильма совершающую каминг-аут, — это какая роль, «мужская» или «женская»?

 

Слитно или раздельно: Могут ли исчезнуть «мужские» и «женские» премии. Изображение № 1.

Голливуд кровно заинтересован в том, чтобы актёров-номинантов было как можно больше: соответствующие плашки на афишах и в трейлерах помогают продать фильм зрителю

Введение гендерно нейтральных актёрских номинаций назрело давно и появилось там, где архаичными условностями всегда пренебрегали с показательным цинизмом, — на MTV-шных премиях. Неслучайно приз Эмме Уотсон вручал_а Эйжа Кейт Диллон, определяющий_ая себя человеком третьего гендера: месяц назад он_а в открытом письме телевизионной академии призвал_а организаторов «Эмми» отказаться от бинарного деления на «актёров» и «актрис»: правила премии позволяют Диллон номинироваться в любую из двух категорий — и выбор любой для неё_него кажется одинаково неуместным (в русском языке пока ещё нет нормы «singular they», которой пользуются люди небинарного гендера).

Но ждать, что крупные игроки вроде «Эмми» или «Оскара» с лёгкостью откажутся от сложившегося каркаса, было бы как минимум наивно. В отличие от наград MTV, где голосуют зрители (которым действительно чаще всего нет дела до пола звезды на постере), эти премии в первую очередь внутрицеховые. Цеха же до сих пор остаются преимущественно мужскими клубами, не заинтересованными в перераспределении доходов: по оценке Forbes, топ-10 самых высокооплачиваемых актёров Голливуда в 2016 году заработал 456 миллионов долларов, в то время как суммарные гонорары аналогичной десятки у женщин составили всего 205 миллионов. Это вершина айсберга, и, конечно, это не единственный способ оценки разрыва в зарплатах, но данные достаточно красноречивые. Кроме того, Голливуд кровно заинтересован в том, чтобы актёров-номинантов было как можно больше: соответствующие плашки на афишах и в трейлерах помогают продать фильм зрителю, — а значит, не заинтересован в том, чтобы самих номинаций стало меньше.

Кроме того появление гендерно нейтральных номинаций само по себе абсолютно не гарантирует гендерное равенство. Скептики приводят неутешительную статистику награды, где разделения на «лучших актёров» и «лучших актрис» не стало задолго до инициатив MTV. Ассоциация телевизионных критиков (TCA) ещё в 1996 году формально уравняла два лагеря — но только формально: за прошедшие двадцать лет на двух мужчин, получавших TCA Awards, приходилась в среднем одна женщина (в комедийном жанре пропорции со временем выровнялись в пользу женщин, в драме ситуация не изменилась). До реального паритета далеко даже там, где число номинанток-женщин и номинантов-мужчин сознательно стараются выравнивать.

«Конечно, обидно, когда для женщин приходится выгораживать отдельный загончик, но если бы женских категорий не было, то на протяжении многих лет женщины не получали бы вообще ничего, — рассуждает критикесса The Guardian, — так что стоит выровнять саму поляну, прежде чем гендерно нейтральные категории станут нормой». Аргумент спорный — точно таким же пользуются консерваторы вроде британского телеведущего Пирса Моргана, — но нельзя не признать, что за этим аргументом стоит трезвая оценка ситуации, а не идеализм.

И тем не менее гендерно нейтральная актёрская награда MTV — это хороший знак, своевременный жест доброй воли и посыл, адресованный конкретной аудитории. Если вы считаете, что Эмма Уотсон лучше сыграла свою роль в сезонном блокбастере, чем Джеймс Макэвой или Хью Джекман — свои, никто не имеет права говорить вам, что вы не правы только потому, что «актёры и актрисы — не одно и то же».

Обложка: Getty Images

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.