Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КрасотаПсиходерматология:
Как стресс влияет на кожу

Психодерматология:
Как стресс влияет на кожу — Красота на Wonderzine

Как нам может помочь наука о взаимосвязи психического здоровья и состояния кожи

Текст: Адэль Мифтахова

О психодерматологии, дисциплине, исследующей взаимосвязь психологических состояний и поведения кожи, заговорили не вчера — тем не менее она всё ещё остаётся не слишком широко известной областью. Сегодня, когда интерес общества и медицины к психическому здоровью только повышается, кажется, что у психодерматологии есть все шансы стать перспективным направлением. Мы попросили блогера Адэль Мифтахову рассказать, как можно оценить научный и практический потенциал психодерматологии — и как понять, что это вообще такое.

 

Междисциплинарность — яркий тренд научного мира. Она подразумевает, что проблемы и идеи стоит рассматривать в рамках не одной науки, а нескольких, подключая знания из других областей. Медицину это не обошло стороной: к термину «холистический» критически настроенный читатель относится если не со смехом, то хотя бы с недоверием, хотя на деле это один из традиционных медицинских подходов. Он учитывает все возможные факторы, влияющие на состояние пациента, от его психического состояния до наследственности. Проще говоря, вся современная медицина — холистическая, просто после того, как термин апроприировали представители альтернативных течений, слово стали редко использовать в научных кругах.

Психодерматология — логичное следствие холистического подхода; кроме неё есть психогинекологияпсихокардиология, психоортопедия и так далее. Такое направление изучает заболевания, которые находятся на границе психиатрии и дерматологии. Кажется, всем очевидно, что психологическое состояние человека влияет и на организм в целом, и на кожу в частности — к примеру, мы потеем от стресса. Зачем же придумывать новый термин, если современная медицина и так заточена на междисциплинарность? Популяризатор науки Идрисс Аберкейн на недавнем саммите по взаимодействию человека с окружающей средой отметил, что иногда новые названия позволяют обратить внимание на проблему и, как следствие, получить финансирование — происходит своего рода терминологический ребрендинг. Но кроме этого иногда важно оформить то, что и так понятно на уровне логики, во что-то ощутимое, чтобы начать уверенно об этом говорить.

  

 

Психодерматология разбивает заболевания на категории — правда, универсальное деление молодое течение пока не придумало. Некоторые предлагают выделять три подвида психодерматологических заболеваний: первичные, вторичные и психофизиологические. В первичные попадают повреждения, которые человек наносит себе из-за психических особенностей, синдромов и неврозов. Это могут быть и травмы, и компульсивное сдирание кожи, и простые царапины. Вторичные — расстройства, которые возникают как следствие особенностей кожи: например, когда у человека с акне из-за социального осуждения развивается депрессия. В 2015 году в США проводили исследование, согласно которому у 35 % людей с дерматологическими расстройствами диагностировали депрессию, в то время как обычно это число не превышает 7 %. Психофизиологические расстройства — категория самая сложная. Это как раз те состояния кожи, которые появляются или усугубляются от стрессов. Одно из них — атопический дерматит: любой столкнувшийся с ним знает, что волнение обостряет проявления. Это справедливо и для акне, аллергий, псориаза, розацеа, нарушений пигментации и облысения.

То, как особенности кожи связаны со стрессом, хорошо изучено — предполагают, что модель следующая. Мозг реагирует на стресс одновременно тремя разными способами: повышением количества стрессовых гормонов, возбуждением симпатической нервной системы и повышенной выработкой нейропептидов и нейромедиаторов. Все эти компоненты активно влияют на иммунные клетки в коже, которые ещё называют тучными. Такое воздействие выливается в нарушение иммунных функций кожи, а это, в свою очередь, приводит к заболеваниям, проблематичным состояниям или обострениям. То есть в этой системе задействованы и эндокринная, и нервная, и иммунная системы — всё сразу.

 

 

Как и любое новое направление, психодерматология подвергается критике. Например, в 2013 году израильские дерматологи опубликовали обзор психодерматологических исследований и пришли к нескольким выводам. Во-первых, несмотря на огромное количество исследований взаимосвязи «психика — кожа», статистически значимых подтверждений среди них практически нет. Отчасти из-за того, что стресс вообще очень сложно измерить, и оценивают его субъективно. С другой стороны, исследователи сконцентрированы на том, чтобы доказать, что стресс действительно влияет на кожу, но при этом не особенно интересуются тем, улучшится ли состояние пациента после психотерапии. Проще говоря, мы знаем, что взаимосвязь есть, но пока не знаем точно, что с этим делать. Но с момента выхода статьи прошло уже пять лет, и кое-что всё-таки изменилось.

Майкл Стивенс, автор одного из самых популярных ютьюб-каналов Vsauсe, совместно с канадским Университетом Макгилла поставил эксперимент, во время которого детей помещали в выключенный аппарат МРТ и говорили, что он учит их мозг лечить заболевания — участникам же нужно было просто спокойно лежать. У детей были разные расстройства: мигрени, СДВГ, а у одной из девочек — экзема, усугубляющаяся невротическим сдиранием кожи. Результаты эксперимента оказались удивительными: через несколько недель «сеансов» у всех детей, включая девочку, состояние значительно улучшилось. Конечно, результаты нельзя назвать абсолютно достоверными и статистически значимыми, да и сам эксперимент не совсем про лечение, а скорее про плацебо — но от этого он не перестаёт быть интересным. По сути, с детьми не проводили никакой терапии, а задумка всё равно сработала — исследователи называют это силой предположения.

Психодерматология ни в коем случае не отрицает традиционные меры, скорее предлагает иметь в виду психотерапию как дополнительный инструмент лечения. Психотерапия, медитация и убеждение, скорее всего, и правда помогают, просто пока не очень понятно, насколько хорошо. Ограничивать лечение только ими сегодня не станет ни один разумный врач, но отказываться от них тоже не стоит, если потенциально они могут улучшить состояние кожи или помогут пациенту принять её.

Фотографии: kasanka19 — stock.adobe.com, panya7 — stock.adobe.com

 

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться